В России узаконят майнинг криптовалют, но с серьезными ограничениями
29.07.24 15:26
Государственная дума приняла в первом чтении два законопроекта, связанные с регулированием криптовалюты. Оба разработаны группой парламентариев во главе с руководителем комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолием Аксаковым.
Первый из них представляет собой поправки в Закон «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте» (ЦФА) и другие законодательные акты, Закон «О ЦФА» был принят в 2020 г., но вопросы регулирования криптовалют законодатели тогда решили отложить на будущее. Поправки в закон «О ЦФА», касающиеся майнинга, были разработаны в 2022 г., но с тех пор текст данного законопроекта несколько раз менялся пишет CNews.
В нынешней версии законопроекта вводится понятие «майнинга цифровой валюты». Это деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации технических средств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую, в том числе, технологию распределенного реестра (блокчейн), имеющих целью выпуск цифровой валюты и получение лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), вознаграждения в цифровой валюте на подтверждение записей в информационной системе.
Под «майнинг-пулом» понимается объединение мощностей нескольких вычислительных устройств, принадлежащих разным владельцам (участники майнинг-пула) и применяемых для целей майнинга, в результате которого осуществляется распределение выпущенной (полученной) цифровой валюты между владельцами указанных вычислительных устройств.
Под оператором майнинговой инфраструктуры понимается лицо, оказывающее услуги по предоставлению объектов для размещения вычислительных устройств, программно-аппаратных средств, используемых для майнинга, включая инженерно-техническое обеспечение (электроснабжение) или предоставление в пользование указанных вычислительных устройств, программно-аппаратных средств.
При каких условиях майнинг считается российским
Под организацией обращения в России цифровой валюты понимается оказание на территории России услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок или операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому.
Хотя бы одной из сторон указанных сделок или операций должно являться: юридическое лицо, личным законом которого является российское право; филиал или представительство международной организации или иностранного юридического лица; компания или другое корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, созданной на территории России; физическое лицо, фактически находящее в России не менее в 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Также если оказание упомянутых выше услуг происходит с использованием объектов российской информационной инфраструктуры, то такая деятельность тоже будет считаться организацией обращения в России цифровой валюты.
Действующий в Законе «О ЦФА» запрет для российских резидентов принимать цифровую валюту в качестве встречного вознаграждения за передаваемые ими товары и оказываемые услуги не будет распространяться на результаты выпуска цифровой валюты и на получение лицом, осуществляющим майнинг цифровой валюты, вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе (в том числе в результате распределения цифровой валюты среди участников майнинг-пула).
В России запрещается реклама и предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровых валют, а также товаров в целях организации выпуска и обращения цифровой валюты. Также в России запрещается организация обращения цифровой валюты, исключая описанную предлагаемым законопроектом деятельность по майнингу.
Кто сможет заниматься майнингом
Майнингом цифровой валюты смогут заниматься российские юридические лица и индивидуальные предприниматели с момента включения в реестр лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты. Аналогичным образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть операторами майнинговой инфраструктуры с момента включения в реестр данных операторов.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, смогут заниматься майнингом без включения в специальный реестр, но с соблюдением лимитов на потребляемую электроэнергию, которые установит Правительство. Физические лица - индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, чьими руководителями, владельцами и бенефициарами являются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за экономические преступления, преступления против государственной власти или умышленные преступления средней тяжести и особ тяжкие преступления, не смогут заниматься майнингом цифровой валюты.
Правительство по согласованию с Центробанком, вправе установить дополнительные требования к лицам, занимающимся майнингом, а также к операторами майнинговой инфраструктуры.
Также Правительство будет вправе установить требования к майнинг-пулам и запретит осуществлять майнинг на отдельных территориях или в отдельных субъектах федерации. Реестры лиц, занимающихся майнингом, и операторов майнинговой инфраструктуры будет вести Минцифры.
Контроль за соблюдением требований к майнинг-пулу, операторам майнинговой инфраструктуры и лицам, которым запрещено заниматься майнингом, будет осуществлять Роскомнадзор.
Минцифры будет принимать решение об отказе во включении в соответствующие реестры и исключения из них. Основанием для исключения из реестра может быть неоднократное нарушение соответствующим лицом в течение одного года требований Закона «О противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ) и изданных в рамках него нормативных актов. Правительство, по согласованию с ЦБ, может установить дополнительные требования для исключения лиц из указанных реестров.
Что можно делать с полученной в результате майнинга цифровой валютой
Цифровая валюта, выпущенная в результате майнинга, может быть отчуждена лицом, осуществляющим майнинг данной цифровой валюты, при условии, что при совершении сделок с ней будут использоваться объекты информационной инфраструктуры, не отнесенные данным законом к объектам российской информационной инфраструктуры (исключая сетевые адреса и комплексы программно-аппаратных средств операторов связи). Такого рода сделки с цифровой валюты должны осуществляться лицом, осуществившим майнинг данной цифровой валюты (в том числе участником майнинг-пула), от своего имени, за свой счет и в своих интересах.
Правительство установит уполномоченный орган, которому необходимо будет направлять отчеты о сделках с цифровой валютой. Форма отчетности также будет установлена Правительством. Полученную информацию уполномоченный орган будет предоставлять в Росфинмониторинг и в Центробанк (ЦБ). Также уполномоченный орган будет вправе запрашивать информацию у кредитных организаций по сделкам с цифровой валютой, если по таким сделкам через данные кредитные организации осуществлялись расчет лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты.
Лицо, осуществляющее майнинг, в том числе в рамках майнинг-пула, будет обязано предоставить информацию о получении цифровой валюты в случае выпуска цифровой валюты в результате майнинга, в уполномоченный Правительством орган. В том числе должны быть предоставлена информация об адресе-идентификаторе, включая адрес-идентификатор майнинг-пула. Полученная информация будет передана уполномоченным органом в ЦБ.
У уполномоченного органа будет возможность установить запрет или ограничения на осуществление сделок с цифровой валютой. Уникальная последовательность символов, предназначенных для учета операций с цифровой валютой (адрес-идентификатор), предоставляется Росфинмониторингу, Федеральной службе безопасности (ФСБ), Федеральной налоговой службе (ФНС) и Росимуществу по их запросам. Порядок предоставления будет установлен Правительством.
Этим же законопроектом вносятся изменения в 115-ФЗ. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели будут обязаны предоставлять Росфинмониторингу по его запросу информацию о совершаемых ими операциях с цифровой валютой, выпущенной в результате майнинга, в установленном Правительством порядке. Также Росфинмониторинг будет вести перечень адресов-идентификаторов, в отношении которых есть основания полагать, что операции с цифровой валютой, учитываемые по таким адресам-идентификаторам, могли быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем.