Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Российский рынок офисного ПО: итоги 2024 г. и прогноз до 2030

31.10.25 14:47

IT64-1

Компания J’son & Partners Consulting подготовила результаты регулярного исследования российского рынка офисного ПО за 2024 г. Ключевым обновлением этого года стало усовершенствование методики оценки, позволившее более точно рассчитать долю офисного ПО в составе комплексных цифровых рабочих мест. В связи с этим данные за 2023 г. были пересчитаны для обеспечения корректного сравнения динамики. Об этом пишет ITBestsellers.

Объём рынка офисного ПО в 2024 г. достиг ₽58,5 млрд — рост на 14% по сравнению с ₽51,2 млрд годом ранее. Ускоренный рост рынка обусловлен массовым переходом госсектора на отечественные решения в рамках закона об импортозамещении, истечением лицензий зарубежных решений в коммерческом сегменте и благоприятными макроэкономическими условиями прошлого года (ВВП +4,3%). Большая доля рынка пришлась на коммерческий сектор — ₽43,6 млрд (рост с 38,6 млрд). Госсектор — ₽8,8 млрд (с 7,3 млрд), физлица — ₽6,1 млрд (с 5,3 млрд). Наиболее быстрорастущим оказался сегмент физлиц (+15%), что связано с развитием российских облачных сервисов.

По типам решений в 2024 г. структура рынка распределилась следующим образом: зарубежное ПО — 49%, российское — 37%, свободное — 14%. Аналитики J’son & Partners Consulting прогнозируют перераспределение доли рынка в пользу российских производителей ПО (Р7 офис и «МойОфис») и активный рост облачных сервисов («ВК» и «Яндекс»). Результаты данного исследования показывают, что при сохранении текущих тенденций к концу 2030 г. российские вендоры будут обеспечивать более половины продаж офисного ПО.

Аналитики J’son & Partners Consulting прогнозируют замедление темпов роста рынка до 9% ежегодно в период 2025-2030 гг. Причины: завершение основной волны первоначальных госзакупок, исчерпание быстрых и относительно простых проектов импортозамещения в крупном бизнесе и сокращение капиталовложений в ряде отраслей по причине удорожания заёмных средств. По оценкам, к 2030 г. объем рынка достигнет ₽100 млрд.

Под офисным программным обеспечением (офисным ПО, офисным пакетом) понимается комплекс программных продуктов, в первую очередь предназначенных для обработки электронной документации на ПК с возможностью совместной работы. Как правило, в состав пакета входят редакторы текстовых документов, таблиц и презентаций, а также другие компоненты — в зависимости от производителя и модификаций продукта.

В состав рынка не включены антивирусное ПО, мессенджеры, специализированные офисные решения, такие как электронная почта, календари, системы управления задачами и проектами, приложения по обработке изображений и т. п.

Под объемом рынка понимаются расходы пользователей на приобретение коммерческих лицензий офисного ПО. Потенциальная емкость рынка включает всех пользователей: тех, кто приобретает коммерческие лицензии, и тех, кто сегодня не покупает лицензионных продуктов, а использует свободное ПО (open source), условно-бесплатные сервисы (freemium), необновляемые бессрочные и устаревшие версии, а также нелицензионное ПО.

Под игроками рынка понимаются: разработчики платформ офисного ПО, включая платформы, которые предоставляются для разработки программных продуктов другим производителям. Партнёрские сети вендоров, которые распространяют коммерческие сервисы, осуществляют их продажу, поддержку и интеграцию. По типам клиентов рынок включает государственный сектор — ФОИВы, РОИВы, ОМСУ; коммерческий сектор — корпорации (в том числе госкорпорации), крупные компании, малый и средний бизнес, микропредприятия и SOHO; а также физические лица.

Темы:Финансовые показателиJ'son_&_PartnersБизнесИТ-отрасль

Еще темы...

More...