Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Принят в первом чтении законопроект, ограничивающий ввоз терминалов спутниковой связи

16.07.19 16:27

думаки3-2На минувшей неделе Госдума приняла в первом чтении проект Федерального закона №586665-7, который предусматривает внесение изменений в ст.71 Федерального закона «О связи» в части уточнения процедуры ввоза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в РФ. Документ внесли в Госдуму 13 ноября 2018 г. члены Совета Федерации Людмила Бокова, Владимир Джабаров, Андрей Клишас и Игорь Морозов и депутат Анатолий Выборный, пишет ComNews.

Авторы законопроекта предлагают разрешить ввозить абонентские терминалы подвижной спутниковой и фиксированной спутниковой связи и абонентских наземных станций только операторам связи, имеющим лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой связи и эксплуатирующим сети связи. Важно отметить, что лицензию на оказание услуг подвижной спутниковой связи может получить только российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст.24, 30 Федерального закона "О связи", постановление правительства РФ от 18 февраля 2005 г. №87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий").

По задумке инициаторов законопроекта, "данная мера будет способствовать предотвращению угроз национальной безопасности, обусловленных неконтролируемым ввозом абонентских терминалов и использованием зарубежных спутниковых систем связи и доступа в сеть "Интернет" на территории РФ".

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона и оставил свое заключение на документ. В целом Комитет поддерживает законодательную инициативу и считает ее актуальной с точки зрения интересов государственной безопасности, легализации каналов поставки импортного оборудования спутниковой связи и использования сертифицированных и лицензированных аппаратов.

Вместе с тем, по мнению комитета, отдельные положения законопроекта нуждаются в существенной доработке ко второму чтению. Эксперты считают недостаточно корректным предложенный законопроектом подход к ограничению ввоза конкретной категории оборудования спутниковых средств связи на территорию РФ и определению круга лиц, имеющих право осуществлять такой ввоз, через ФЗ "О связи". Они объясняют это тем, что подобную деятельность вряд ли можно признать услугой связи и ограничение ввоза оборудования на территорию РФ находится вне сферы правового регулирования таможенного законодательства РФ.

Также формулировки и определения, используемые в законопроекте, не позволяют точно и однозначно определить сферу его действия, а также перечень лиц, подпадающих под регулирование законопроекта, делает замечание комитет. "Проектируемое законопроектом во втором пункте уточнение перечня специального оборудования спутниковой связи и ограничение прав его экспортеров в РФ исключительно российскими операторами связи не согласуется с положениями п.1 ст.71 в части их соответствия нормам законодательства ЕврАзЭС. К тому же законодательное предоставление подобного рода преференций для определенной группы хозяйствующих субъектов может рассматриваться как монополизация рынка услуг спутниковой связи и целенаправленное ограничение выхода на рынок новых игроков", - говорится в заключении комитета.  

Кроме того, в законопроекте отсутствует механизм отбора и требования, предъявляемые к ввозу абонентских терминалов подвижной и фиксированной спутниковой связи, а также абонентских наземных станций, находящихся в движении и работающих в спутниковых системах. У экспертов вызывает недоумение, кто именно на таможенных постах и в каком порядке будет определять функционал ввозимого оборудования, каким образом будет определяться отношение конкретного абонентского терминала к категории мобильных или стационарных (фиксированных) станций.

Комитет отмечает, что в пояснительной записке к законопроекту не представлен должный анализ текущего состояния рынка такого оборудования, не приведены доводы в пользу обоснованности предлагаемых мер законодательного регулирования, а также ожидаемые результаты и последствия от их принятия.

Руководитель ГК AltegroSky Сергей Пехтерев относится к законопроекту негативно. Он полагает, что документ очень сырой и писавшие его юристы не были знакомы ни с разнообразием технологий и систем, скрывающихся под терминами "спутниковая подвижная и фиксированная связь", ни со сложившимся в России разделением труда между системными интеграторами, операторами связи и владельцами ИСЗ.

Темы:Госдумасотовая связьРегулирование

Еще темы...

More...