Несколько европейских стран вводят экспортный контроль над квантовыми компьютерами
08.07.24 12:55
Международные конфиденциальные переговоры привели к введению одинаковых экспортных ограничений на квантовые компьютеры в разных странах, при этом правительства отказываются раскрывать научное обоснование правил, пишет Securitylab.
Квантовые компьютеры и ограничения в Европе
Великобритания — одна из стран, запретивших экспорт квантовых компьютеров с 34 и более квантовыми битами (кубитами) и низким уровнем ошибок. Намерение, по-видимому, заключается в ограничении машин определенной мощности, но британское правительство не уточнило это. Запрос New Scientist о предоставлении обоснования таких чисел был отклонен на основании национальной безопасности.
Франция также ввела экспортные ограничения с такими же характеристиками по количеству кубитов и уровням ошибок, как и Испания и Нидерланды (от 34 кубитов). Канада, не относящаяся к ЕС, также ввела аналогичное ограничение на экспорт квантовых компьютеров с 34 кубитами.
Идентичные ограничения в европейских странах могли бы указывать на регулирование Европейского Союза, но это не так. Представитель Еврокомиссии сообщил, что страны ЕС могут вводить национальные меры, а не общеевропейские, для ограничений на экспорт. Меры контроля за квантовыми компьютерами в Испании и Франции являются примерами таких национальных мер. Однако остается неясным, почему цифры в различных запретах ЕС совпадают, если решения принимались независимо.
Представитель французского посольства в Лондоне сообщил, что предел был установлен на уровне, «который может представлять киберриски». Отмечается, что меры контроля одинаковы в Великобритании, Нидерландах и Испании из-за «многосторонних переговоров, проведенных в течение нескольких лет в рамках Вассенаарских соглашений».
Вассенаарские соглашения — это система, к которой присоединились 42 государства, включая членов ЕС, Великобританию, США, Канаду, Россию, Австралию, Новую Зеландию и Швейцарию, устанавливающая контроль за экспортом товаров, которые могут иметь военное применение, известных как технологии двойного назначения.
Международные реакции на ограничения
New Scientist направил письма десяткам государств-участников Вассенаарских соглашений с вопросами о существовании исследований, связанных с уровнем опасности экспорта квантовых компьютеров. Ответили лишь немногие. Представитель Швейцарии заявил, что уже существующие механизмы могут использоваться для предотвращения экспорта таких технологий в конкретных случаях.
Представитель Бельгии отметил, что страна внимательно следит за обсуждениями Вассенаарских соглашений относительно технических параметров контроля за квантовыми компьютерами. В Бельгии пока не введены свои ограничения на экспорт. Представитель страны отметил, что квантовые компьютеры являются технологией двойного назначения из-за потенциала взлома коммерческого или государственного шифрования, а также возможности ускорения планирования военных операций, включая ядерные удары.
Представитель Германии подтвердил, что контроль за экспортом квантовых компьютеров станет результатом переговоров в рамках Вассенаарского соглашения, хотя Германия пока не ввела никаких ограничений. Переговоры конфиденциальны, поэтому Германия не может поделиться дополнительными деталями.
Компания IonQ, занимающаяся квантовыми компьютерами, отметила, что в индустрии замечены идентичные запреты, и обсуждаются их критерии. Однако информация о происхождении запретов неизвестна, но, возможно, запреты связаны с порогом для симуляции квантового компьютера на обычном компьютере, что становится экспоненциально сложнее с увеличением числа кубитов.
Представитель IonQ считает, что рациональное объяснение запрета может заключаться в ограничении квантовых компьютеров, которые сейчас слишком продвинуты для симуляции, хотя такие устройства не имеют практического применения.