Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

На покрытие российских дорог беспроводным интернетом потратят 5 миллиардов

24/03/20

дорогаФедеральный проект «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» предполагает достижение результата в виде покрытия приоритетных объектов транспортной инфраструктуры сетями связи с широкополосной беспроводной возможностью передачи данных и голоса, необходимых для развития современных интеллектуальных логистических и транспортных технологий, и сетями узкополосной связи сбора телеметрической информации, построенной по технологии LPWAN (интернет вещей).

Речь идет как об автодорожном, так и об автомобильном транспорте. На эти цели в 2019-2022 гг. должно быть выделено 5,2 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет выделит 4,35 млрд руб., внебюджетные источники - 900 млн руб.

Приоритетные объекты транспортной инфраструктуры для покрытия их интернетом

В качестве приоритетных проектов транспортной инфраструктуры, которые должны быть покрыты сетями связи с возможностью беспроводной передачи данных, в документе указываются следующие: Московские центральные диаметры (МЦД-1 «Одинцово-Лобня», МЦД-II «Нахабино-Подольск»), внеклассная сортировочная станция Бекасово-Сортировочное (Московской железной дороги), внеклассная сортировочная станция Орехово-Зуево (Московской железной дороги) и автодорога А-181 «Скандинавия» Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндией.

Мероприятия по обеспечению 100% покрытия указанных объектов должны завершиться до конца 2024 г. Также федпроект «Информационная инфраструктура» предполагает утверждение Минтрансом Концепции и технических требований покрытия транспортной инфраструктуры сетями связи для систем передачи данных, включая координатно-временную информацию ГЛОНАСС, дифференциальных поправок, автоматического зависимого наблюдения и многопозиционных систем наблюдения.

Варианты строительства беспроводной интернет-сети для транспортной сферы

В Концепции приводятся несколько возможных моделей построения и функционирования сетей МШБД. Возможна сервисная модель, при которой оператор МШБД, владеющий частотами и инфраструктурой, предоставит полный набор соответствующих услуг и дополнительных сервисов (мониторинг состояния транспортных средств, мониторинг состояния инфраструктуры и т.д.).

Другой вариант предполагает, что оператор МШБД предоставит услуги связи для реализации транспортных приложений, которые будут реализоваться операторами сервисных услуг и приложений. Возможен вариант с привлечением инфраструктурного инвестора: оператор МШБД будет владеть частотным ресурсом, тогда как сама сеть будет построена за счет пользователя, не имеющего разрешения на частоты.

При таком варианте оператор связи сдаст сеть МБШД в эксплуатацию и будет осуществлять оперативное управление сетью. Со своей стороны, инвестор будет осуществлять закупку и установку оборудования и оказание услуг передачи данных. Оператор связи сдаст в аренду инвестору радиоканалы.

Инвестор, со своей стороны, либо сдаст оператору связи в аренду инфраструктуру базовых станций, либо будет сам осуществлять обслуживание сети. В этом случае инвестор будет получать от оператора связи средства за эксплуатацию базовых станций и одновременно выплачивать ему средства за управление инфраструктурой базовых станций.

Как совместное предприятие «Ростеха», Ротенбергов и АО ГЛОНАСС бьется за частоты

Созданием ФСТТ вдоль автомобильных дорог занимается компания «ГЛОНАСС-ТМ» - совместное предприятие государственного АО ГЛОНАСС (оператор экстренного реагирования на ДТП «Эра-ГЛОНАСС») и компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС, оператор системы взимания платы с большегрузных автомобитей «ПлатоН»). Совладельцами РТИТС являются госкорпорация «Ростех» и предприниматель Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга.

По словами источника CNews, близкого к Минтрансу, внебюджетное финансирование обозначенного проекта, указанное в федпроекте «Информационная инфраструктура», как раз готова была предоставить компания «ГЛОНАСС-ТМ». В конце 2018 г. Правительство выделит «ГЛОНАСС-ТМ» частоты для создания сети ФСТТ.

После этого Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) без конкурса выделила компании частоты в диапазоне - 863-865 МГц и 874-876 МГц. На этих частотах можно будет развернуть узкополосную сеть передачи данных стандарта XNB (аналог стандарта LPWAN). Данная технология разработана компанией «Современные радиотехнические решения» (бренд «Стриж»), находящейся под управлением «ГЛОНАСС-ТМ».

Для создания сети МБШД компания подала другую заявку - на выделения частот в диапазоне 350-370 МГц. Однако на часть этого диапазона - 350-360 МГц - неожиданно нашелся другой претендент - госпредприятие «Российские сети вещания и оповещения» (РСВО), находящееся в ведении Федерального агентства связи Минкомсвязи посчитало необходимым заслушать на ГКРЧ позицию обеих сторон.

Минтранс возражал и требовал удовлетворения заявки ГЛОНАСС-ТМ, так как она получила все три необходимых положительных согласования: от Минобороны, Роскомнадзора и Федеральной службы охраны (ФСО). Кроме того, Минтранс считал, что частоты для МБШД должны быть выделены в рамках упомянутого постановления Правительства, однако с такой точкой зрения не был согласен замминистра связи Олег Иванов.

Дискуссии между ведомствами продолжались весь 2019 г. В конце 2019 г. Минтранс решил от себя подать заявку на получение частот в диапазоне 350 - 370 МГц для создания технологической сети связи. Но на последнем заседании ГКРЧ, состоявшемся 17 марта 2020 г., заявка не была рассмотрена: против высказалось Минобороны, хотя ранее ведомство давало положительное заключение на аналогичную заявку от «ГЛОНАСС-ТМ».

Темы:госинициативыРЖД"ГЛОНАСС"Тренды

Еще темы...