Как только госзакупки стали непрозрачными, стандартный контракт «Ростелекома» с Минкомсвязи подорожал более, чем в три раза
17.04.20 11:59
Как выяснил CNews, многолетняя тенденция к снижению стоимости эксплуатации инфраструктуры электронного правительства (ИЭП), наблюдавшаяся в 2016-2018 гг. была радикально переломлена в 2019 г., после чего данная эксплуатация в перспективе двух ближайших лет уже подорожала в 3,7 раза.
Так, в 2015 г. она обошлась государству в 2,16 млрд руб., в 2016 г. — в 2,03 млрд руб., в 2017 г. — в 1,91 млрд руб., а в 2018 г. — в 1,77 млрд руб., подешевев таким образом за три года почти на 400 млн руб.
В 2019 г. стоимость эксплуатации подскочила сразу более чем на 2 млрд руб. — до 3,82 млрд руб. Запланированные траты на 2020 г. составляют 5,25 млрд руб., на 2021 г. — 6,55 млрд руб.
Это следует из сопоставления данных на сайте госзакупок, поиск которых с середины 2019 г. существенно усложнился из-за изменений в законодательстве, благодаря которым осуществлять общественный контроль над некоторым видом государственных закупок стало значительно труднее (об этом — ниже).
Напомним, с 2009 г. единственным исполнителем работ как по развитию (контрактуются отдельно), так и по эксплуатации ИЭП по факту является «Ростелеком», что определяется регулярно издаваемыми распоряжениями Правительства России. Соответствующие контракты с оператором заключает Минкомсвязи. Правда, в 2013 г. в министерстве прорабатывалась возможность отдать ИЭП подведомственному Минкомсвязи НИИ «Восход», но воплощена она не была.
Все предыдущие годы контракты Минкомсвязи с «Ростелекомом» заключались однократно на один календарный год, хотя их цена и могла несколько корректироваться в процессе исполнения дополнительными соглашениями.
В 2019 г. по факту деньги выделялись трижды. Последний транш вошел в состав мегаконтракта, который был подписан в конце 2019 г. и охватил период с 18 ноября 2019 г. по 31 декабря 2021 г. Его сумма составила без малого 12 млрд руб.
Комментарии Минкомсвязи и «Ростелекома»
Произошедший перелом тенденции в «Ростелекоме» объясняют расширением фронта работ, хотя и не конкретизируют их суть. «Суммы контрактов формировались в соответствии с объемом услуг, необходимых для эксплуатации ИЭП и достижения высокого уровня доступности, — отметили представители госкомпании. — В последние годы цифровые сервисы становятся все более актуальными для пользователей, и это требует оперативной реакции со стороны государства, в том числе в части модернизации технологической инфраструктуры для повышения качества оказания госуслуг в электронном виде».
За счет чего именно принципиально расширился фронт работ, рассказали представители новой команды Минкомсвязи (все рассматриваемые в материале контракты были заключены до того, как его в январе 2020 г. возглавил действующий министр Максут Шадаев). «Последние несколько лет главными драйверами развития ИЭП служит увеличение количества пользователей цифровых сервисов и рост числа их обращений в центр поддержки, а также разработка новых и развитие существующих услуг, — отмечают собеседники редакции. — В ответ на обозначенные тренды с 2018 г. мы начали в несколько этапов создавать резервный ЦОД и увеличивать объем вычислительных ресурсов в соответствии с органическим ростом инфраструктуры и выводом новых функциональностей систем ИЭП. В ближайшие годы мы планируем модернизировать федеральный ЦОД и доумощнить резервный ЦОД до уровня федерального, а также совершенствовать процессы вывода новых сервисов на портал госуслуг до уровня доступности всех систем ИЭП при проведении технологических работ».
При этом в Минкомсвязи добавляют, что предоставление серверных мощностей для электронного правительства в типовые контракты входило и раньше, но сейчас этих мощностей стало требоваться существенно больше.