Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Аудитория новых российских соцсетей составила порядка 16,9 миллионов человек

18.05.23 13:04

Ассоциация блогеров и агентств совместно с креативным агентством  Blacklight провели исследование по состоянию социальных сетей в России после ограничений, в ходе которого выяснили: уход иностранных игроков оказался хорошим стартом для развития молодых площадок. Данные есть в распоряжении Sostav.

В 2022 году активная аудитория на всех ключевых платформах снизилась в среднем на 9%, количество публикуемого контента упало на 7%.

Если коротко — россияне действительно стали меньше пользоваться площадками, к которым ограничен доступ, но по разным причинам.

lu6pr7bz_md

  1. TikTok. Главный пострадавший, соцсеть практически перестала существовать на российском рынке. Ассоциация блогеров и агентств ранее подтвердила существенное падение доходов блогеров TikTok.
  2. Instagram* (запрещённая в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией). После изначального удара часть аудитории вернулась, однако не вернулась достаточно большая доля рекламодателей.
  3. Facebook* (запрещённая в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией). Продолжает оставаться маржинальной социальной сетью, уступив свою социальную функцию Telegram.
  4. YouTube. Несмотря на потерю привлекательности для «среднего класса» блогеров, зарабатывающих на партнерской программе площадки, остается ключевым медиа в стране.

o3djp8fd (1)

  1. TenChat. Запущена в 2021 году. Медийно с прошлого года не слишком активны, последняя статья в блоге организации на vc.ru (254 подписчика) — 13 октября 2022 года. Хотя до этого публиковались достаточно регулярно. Основную активность ведут на собственной платформе. По данным на сентябрь 2022 года (более площадка не сообщала о своей аудитории), аудитория проекта составила 1,7 млн человек.
    Ядро аудитории — жители Москвы и Санкт-Петербурга, но разработчики планируют в дальнейшем привлекать пользователей из регионов. Возраст большинства юзеров — 25−45 лет. На данный момент компания не предлагает услуг по таргетинговой рекламе на свою аудиторию. Однако перспективы отличные: если они запустят этот инструмент, то рекламный рынок получит около двух млн платежеспособной взрослой аудитории.

  2. QR’ME. Запущена в октябре 2022 года. Позиционирование построено на переосмыслении использования QR-кодов — «QR-код, который работает на тебя». Основной функционал привычен пользователям, так как он отлично заменяем Instagram*.
    О наличии многомиллионной аудитории пока говорить рано, но ребята активно развиваются, регулярно обновляются и прислушиваются к своей текущей базе. В соцсети публикуется достаточно много качественного контента, а с мая заработала его монетизация. Если запал команды не упадёт, есть все перспективы вырасти в еще одного крупного игрока.

  3. Looky. Еще одна социальная сеть, позиционирующая себя как «замена Instagram». Запущена в декабре 2022 года. По данным на февраль 2023-го, охват аудитории составлял 150 тыс. человек в месяц.
    Lookу заявляли о себя как соцсеть с «возможностью в один клик перенести все данные из Instagram», но технически такой функционал оказался не реализуемым, позиционирование пришлось менять.

  4. ЯRUS. Запущена в 2021 году. Скорее не соцсеть, а агрегатор новостей и медиа. Перспективный проект с серьезной аудиторией.

  5. Yappy. Запущена в 2021 году, как «аналог TikTok». В декабре 2022 года по информации пресс-службы платформы сообщалось о 10 млн пользователей в месяц.

Говорить о конкретном росте аудиторий приложений нет особого смысла, считают эксперты: фактически, аудитории этих соцсетей не существовало до начала 2022 года. Во всех российских проектах «новой волны» аудитория выросла на сотни и тысячи процентов. На данный момент, по приблизительным оценкам из открытых источников данных, эта аудитория составляет около 16,9 млн человек.

Стоит отметить несколько ключевых трендов.

Telegram — теперь это навсегда. Главные бенефициары блокировки: VK и Telegram, но Telegram выиграл намного больше. На февраль 2023 года охват этой площадки вырос в 1,8 раза, тогда как VK — лишь в 1,15. Это первый важный результат реструктуризации рынка: Telegram зацементирован как главная площадка для общественно-политических обсуждений, новостей и ведения блогов.

Аудитория «пересобралась». Говорить о том, что та или иная социальная сеть смогла полностью заменить ушедшие частично (Instagram, Facebook) и полностью (TikTok) — было бы неверным. В основном, люди просто нашли тех же лидеров мнения, на которых были подписаны ранее, на тех площадках, на которых у них уже были аккаунты. Но ни VK, ни Telegram не смогли стать полноценной заменой иностранных сервисов.

Дорогу молодым. Наиболее интригующий вывод: сегодня на российском рынке сформировалась уникальная возможность — новые игроки могут занять свою нишу. Наиболее перспективные — Qr’me, TenChat и Yappy. Новые игроки уже набрали до 20 млн человек аудитории, это вполне себе заявка на реальную рыночную долю.

Пострадал «средний класс». Среди блогеров наиболее пострадавшая категория — это «средний класс» YouTube, который во многом рассчитывал на доходы от партнерской программы американской компании. Альтернативы YouTube все еще нет, а дефицит серверных мощностей — отдельная проблема. И пока она не будет решена, говорить о способности российских площадок принять на себя большой объем трафика — опрометчиво.

Не надо забывать про классические медиа. В момент, когда «новые медиа» становятся нестабильными (их блокируют, запрещают, они меняют контент-политику), на сцену абсолютно всегда выходят медиа классические.

В целом, коротко описать ситуацию на российском рынке социальных сетей с точки зрения аудитории можно следующим образом: после изначального удара в виде волны блокировок и ухода игроков с рынка, аудитория заместила дыры в своем потреблении через те ресурсы, что у нее уже имелись. Спустя год начинается процесс по возвращению рынка в «стабильное» положение, но уже с новыми игроками.

Темы:соцсетистатистикаТренды

Еще темы...

More...