Американский банк обязали заплатит 120 миллионов Сбербанку за лишение его техподдержки Dell
05.10.22 14:07
Как выяснил CNews, входящему в американскую группу Citi российскому Ситибанку придется выплатить Сбербанку как минимум 103,3 млн руб. в виде долгов и штрафов. Такое решение 30 сентября 2022 г. вынес Арбитражный суд Москвы, в который Сбербанк обратился с иском 24 июня.
Сумма выплаты складывается из 90,6 млн руб. задолженности, 3,1 млн руб. неустойки за период с 14 мая по 16 июня 2022 г., а также неустойки с 17 июня по день фактического исполнения обязательства из расчета 90,6 тыс. руб. за каждый день просрочки. На момент изготовления решения суда в полном объеме просрочка составляла 106 дней, то есть размер накопленной неустойки за это время дорос до 9,6 млн руб.
Причиной возникновения всех этих долгов и штрафов стал тот факт, что ушедшая из России американская ИТ-компания Dell ранее взяла на себя многомиллионные обязательства перед Сбербанком, предоставив ему при этом независимую банковскую гарантию Ситибанка.
Гарантия касалась обеспечения обязательств Dell по возврату аванса Сбербанка. После того как в начале марта 2022 г. российское представительство Dell перестало оказывать Сбербанку предоплаченные услуги, банк в конце апреля обратился в Ситибанк.
В ответ этот-банк гарант прислал отказ, объясняя его тем, что гарантийные документы были составлены с очевидной ошибкой. В тексте гарантии была указана ссылка на несуществующий пункт в приложении; рассматриваемые нормы соглашения находились под пунктом с другим номером.
По итогам разбирательства суд встал на сторону Сбербанка. На обжалование решения в Девятом арбитражном апелляционном суде суд отвел Ситибанку месяц.
На момент публикации данного материала представители Ситибанка не смогли сообщить CNews, согласны ли они с вердиктом служителей Фемиды и не намерены ли его оспаривать.
Из судебных документов следует, что еще 30 октября 2019 г между Сбербанком и российским офисом Dell было заключено так называемое рамочное соглашение, предметом которого являлось приобретение банком прав на лицензии, а также получение сервисных услуг.
Помимо прочего в состав этих услуг поддержка программных продуктов американской компании VMware, которая также покинула Россию
Проблемы Dell в современной России
Как показывает анализ картотеки арбитражных разбирательств, в отличие от весьма удачливой немецкой SAP (также ушла из России), у Dell в российских судах после 24 февраля 2022 г. складываются не слишком успешно.
В начале мая CNews писал, что Арбитражный суд Москвы принял обеспечительные меры в отношении ООО «Делл», российской «дочки» американской Dell. Они заключаются в аресте 778,5 млн руб. на его счетах в рамках рассмотрения иска к нему со стороны системного интегратора «Талмер».
Иск был подан 8 апреля 2022 г. «Талмер» обвиняет Dell в неосновательном обогащении и требует взыскать с нее долг, равный вышеупомянутой сумме. В иске есть и третье лицо – оператор связи «Мегафон».
По итогам разбирательства суд объяснил введение в отношении вендора обеспечительных мер в связи с наличием «реальной угрозы затруднения или невозможности в будущем исполнить судебный акт». Общая причина иска — факт того, что «Талмер» перед уходом Dell из России перечислил ей аванс за оказание услуг по техподдержке сервисов VMware на территории нашей страны.