"Мегафон" хочет засудить HPE за продажу некачественного ПО
04.03.19 15:29
Американская корпорация Hewllet Packard Enterprise (HPE) направила в суд Северного округа штата Калифорния (США) свои возражения относительно иска, который в конце 2018 г. в это суд направил российский сотовый оператор «Мегафон».
Российская компания обвинила американскую корпорацию в осознанном введении в заблуждение при заключении контракта на поставку системы накопления данных об абонентах (User Data Repository, UDR).
В 2011 г. «Мегафон» одновременно с началом строительства LTE-сетей, задумался о закупке единой UDR-системы, которая объединила бы всего его восемь макрорегионов в единую сеть. UDR-система должна была обеспечить единый биллинг и мониторинг сети, а абонент «Мегафона» должен был получать единое обслуживание по всей сети с одной федеральной SIM-картой.
При этом абонент должен был обслуживаться ближайшим к нему сервисным узлом вместо переключения на его домашний узел обслуживания. Интерес к поставке данного решения проявили Alcatel, Ericsson, Huawei, Oracle, ZTE, Teleklec, Nokia Siemens Network и Hewlett Packard (HP).
В 2012 г. «Мегафон» вступил в переписку с топ-менеджерами HP, после чего в 2013 г. был заключен контракт на поставку UDR-системы. Поставщиком в контракте значилось российское представительство HP - ЗАО «Хьюлетт Пакард А.О.» (HP-Russia). В 2015 г. HPE отделилась от HP, и после этого обязанности по контракту перешли к российскому представительству HPE - ООО «Хьюлетт Пакард Энтерпрайз» ( HPE-Russia).
«Мегафон» затратил на внедрение UDR от HPE $28 млн. Однако уже в 2013-2014 гг. оператор обнаружил, что система работает слишком медленно. В октябре 2014 г. оператор предупредил HP, что он не будет принимать работы без устранения выявленных недостатков.
Наиболее критическая ситуация сложилась в 2017 г. В апреле и мае сеть «Мегафона» пережила сбои, связанные с работой UDR-системы: центральный процессор оказался перегружен информацией.
Сбой затронул сервисные узлы оператора в Москве и Самаре - абоненты в этих регионах испытывали серьезные проблемы со связью. Если до той поры неполадки в работе UDR-системы оперативно разрешались, что теперь стало понятно наличие фундаментальных проблем в UDR.
После этого вице-президент HPE Антонио Нери (Antonio Neri), в будущем ставший президентом корпорации, сообщил «Мегафону», что причиной сбоя стал перегрев SSD-дисков из-за большого объема пользовательских данных. А председатель совета директоров HPE Мэг Уитман (Meg Whitman) пообещала взять ситуацию под персональный мониторинг и ответственность.
В июне 2017 г. случился новый сбой в работе сервисного узла оператора в Москве. После этого Нери, по утверждению «Мегафона», признал отсутствие постоянного решения для данной проблемы. Оказалось, что сбой случился из-за переполнения возможностей одного из компонентов UDR - ServerNet fabric.
То есть в архитектуре UDR-системы обнаружился серьезный дефект, который оператор не смог бы обнаружить без развертывания системы на своей сети, считают в компании. Оператор нанял двух независимых консультантов, которые подтвердили наличие дефекта в UDR-системе от HPE. «Мегафону» пришлось искать нового поставщика для UDR.
Оператор попросил HPE выплатить компенсацию, но корпорация отказалась. В связи с этим «Мегафон» посчитал, что корпорация изначально ввела его в заблуждение относительно возможностей своей UDR-системы, и обратился с иском по месту регистрации штаб-квартиры корпорации в американском городе Пало-Альто (штат Калифорния). Поскольку «Мегафон» понес потери из-за проблем его абонентов, оператор требует выплаты компенсации, размер которой еще не определен.
HPE не согласна с обвинениями «Мегафона». Корпорация считает их ничем не подтвержденными, и отрицает, что вводила оператора в заблуждении. В ответе HPE указывается, что «Мегафон» знал все особенности UDR-системы, в частности, тот факт, что ранее она инсталлировалась на сети лишь с двумя или четырьмя сервисными узлами.
Главный тезис защиты HPE состоит в том, что американский суд в принципе не должен рассматривать данный иск. Контракт заключался не с HPE, а с HPE-Russia. Соответственно, именно эта структура должна быть ответчиком по иску. Поскольку привлечь ее к разбирательству в американском суде будет затруднительно, а истец также зарегистрирован в России, правильнее перенести разбирательства в Россию, считают в HPE.
В поддержку своей позиции HPE представил показания двух сотрудников HPE-Russia: главы направления решений для сектора коммуникации и медиа Олега Нейлова и генерального менеджера Александра Щербина. Оба они подтвердили, что единственной стороной, ответственной за исполнение контракта с «Мегафоном», является именно HPE-Russia.
На первый взгляд может показаться странным, что и HPE, и «Мегафон» хотят судиться не в своих «домашних» юрисдикциях, а на территории оппонента. Но советник французской юридической фирмы KAMS и партнер коллегии адвокатов «Нарышкин и партнеры» Юрий Сидоренко считает такой расклад вполне логичным.
«НРЕ, вероятно, рассчитывает на то, что российский суд будет исходить из норм российского права, предполагающих в данном случае меньший размер ответственности, поскольку российское право и практика американских судов очень сильно расходятся в подходе к взысканию убытков, возникших из договора, - говорит Сидоренко. - Кроме того, не исключено, что часть претензий в принципе окажутся за пределами рассмотрения российского суда», - говорит Юрий Сидоренко.
Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын оценивает объем компенсационных выплат, которые могут быть присуждены «Мегафону», в несколько сотен миллионов долларов. При этом скорректированная чистая прибыль HPE за 2018 г. составила $590 млн.
«Фондовый рынок, весьма вероятно, будет негативно реагировать на процесс в США: рост акций HPE на 5% после публикации отчетности связывают с ожиданием более высоких прибылей в 2019 г., а судебный иск может разрушить эти надежды, - говорит Делицын. - Что касается российской «дочки», то гипотетический порядок потерь в России составит только $28 млн (стоимость системы), а освещение судебного процесса над российской «дочкой» HPE может иметь столь низкий приоритет у американских масс-медиа, что фондовый рынок не отреагирует вовсе».