Госдума приняла во втором чтении законопроект о "цифровых правах"
05.03.19 15:58
По словам председателя Государственной думы Вячеслава Володина, документ, принятый 5 марта 2018 года, направлен на реализацию послания Президента РФ о приоритете развития цифровой экономики.
Законопроектом вводится новая статья 141.1 ГК РФ, раскрывающая понятие «цифровые права». Под этим термином подразумеваются «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам», сообщается на официальном сайте Госдумы.
Также документ совершенствует правила оформления сделок – в частности, предлагает уравнять в правах письменный договор и выражение воли с помощью электронных и иных технических средств. Вносится определенность и в сферу смарт-контрактов. Теперь исполнение сторонами обязательств сделки информационная система может производить самостоятельно.
В то же время из законопроекта, по сравнению с его первоначальной редакцией, исключили главу о «цифровых деньгах» (криптовалютах). Павел Крашенинников напомнил, что в 2018 г., когда вносился законопроект, «это вещь была достаточно раскрученной». Крашенинников по-прежнему считает, что криптовалюты в ряде случае могут быть объектами наследования конкурсной и банкротной массы, но в условиях отсутствия универсальных норм было решено не прописывать в ГК данный вопрос.
Глава Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин считает, что законопроекты, рассматриваемые в настоящее время Госдумой по данной теме, не решают задачи подготовки комплексного законодательства, в рамках которого описывалась бы вся совокупность бизнес-отношений, уже происходящих в настоящий момент между участниками криптовалютного рынка.
«Поправки, принятые в ГК, не содержат определений цифровых денег смарт-контрактов – ключевых понятий для криптоэкономики, - говорит Припачкин. - Наличие устоявшихся на рынке и используемых в международных бизнес-отношениях понятий является необходимым условием развития криптоиндустрии нашей страны. В отсутствие таких определений участники децентрализованного рынка не смогут эффективно работать в рамках российской юрисдикции и будут вынуждены строить свой бизнес в других странах».