Арбитражный суд Москвы отклонил встречный иск ООО «Сеть «Связной» (головная структура к сети салонов связи «Связной») к дистрибьютору ИТ-оборудования «Мерлион» (головная структура группы Merlion). Иск «Связного» был ответом на иск Merlion, требовавшим оплатить задолженность на сумму 4,4 млрд руб плюс неустойку.
CNews поясняет, Merlion требовал оплаты поставок товаров Apple, Xiaomi и Digma (бренд группы Merlion). Договора поставок, заключенные в 2021 г., предусматривали оплату товаров в течение 90-120 дней, а для товаров, проданных через интернет-магазин – в течение 30 дней. Помимо основной суммы долга Merlion требовал выплаты неустойки в размере 1 млрд руб.
«Связной» пытался в суде оспорить претензии Merlion, в том числе обвиняя поставщика в том, что он не выполнял свои обязательства по замене или компенсации бракованного оборудования. Одной из причин этого якобы стал уход с российского рынка Apple. С этой целью суд запросил позицию ООО «Эпл Рус» - российского представительства Apple.
В итоге суд встал на сторону на Merlion. Правда, суд не согласился с заявленной истцом суммой неустойки. Суд указал, что, в соответствии с решением Правительства, в период с 1 апреля до 1 октября 2022 г. действовал мораторий на взимание неустоек. В связи с этим суд посчитал, что размер неустойки составляет 600 млн руб., а размер удовлетворенных исковых требований составил 5 млрд руб. Кроме того, за каждый день неуплаты долга, начиная с 19 января 2023 г., со «Связного» будет списываться неустойка в размере 0,2% от суммы основного долга.
В ходе процесса «Связной» предъявил встречный иск Merlion, решение по которому было вынесено отдельно. Компания указала, что в феврале 2022 г. ряд недружественных стран ввели санкции против России, из-за чего ряд производителей оборудования приостановили свою деятельность в России.
В результате «Связной» «не может вести дальнейшую коммерческую деятельность, а финансовые показатели упали до критических». Количество розничных салонов сети сократилось с 2,57 тыс. до 2,16 тыс., то есть на 16%. В абсолютном выражении сокращение составляет 412 салонов.
«Связной» указывает, что компания не могла предвидеть наступление неблагоприятных последствий и попросила внести изменения в договора поставок, обеспечив погашение задолженности в течение трех лет с момента вынесения судебного решения.
Merlion выступил против такого предложения, указав, что иск о расторжении или изменении условий договора должен подаваться в разумный срок после того, как истец узнал об изменении обстоятельств.
В итоге суд отклонил встречный иск «Связного», посчитав, что Merlion вправе рассчитывать на своевременную оплату товара «независимо от наличия у «Связного» как покупателя возможности этот товар оплатить, а также интересов покупателя, который, являясь субъектом предпринимательской деятельности, заключая договор, принял на себя риск несения ответственности в случае неоплаты поставленного товара».