Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Выбор надежного страховщика – залог успеха

Александр Подчуфаров, 30/10/2018

maxresdefaultТема космического страхования сегодня актуальна как никогда. В связи с этим повторяем интервью с Александром Подчуфаровым, вице-президентом СПАО “Ингосстрах", опубликованное в издании "Спутниковая связь и вещание - 2017"

– Как сегодня происходят оценки страховых сумм для уже действующих российских спутников и для планируемых к запуску, учитывая текущую экономическую ситуацию?

– Страховые суммы для космических аппаратов (КА), находящихся на орбите, определяются в рублях исходя из балансовой стоимости. Делает это наш основной клиент – ФГУП “Космическая связь", у которого эти КА стоят на балансе. Аппараты иностранного производства, которые планируются к запуску для коммерческих целей (например, “Экспресс-АМУ1" арендуется компанией Eutelsat на весь свой срок существования), оцениваются в евро, исходя из стоимости их изготовления и запуска.

– Какие тенденции наблюдаются на космическом страховом рынке?
– Тенденции достаточно разноплановые. Если весь страховой рынок снижает ставки, уменьшает количественные показатели, улучшает размещение для орбитальных группировок основных крупных игроков (таких как Intelsat, Eutelsat, SES), то российская космическая техника оставляет желать лучшего. Ни для кого не секрет, что в 2015 г. в основном из-за российской техники мировой рынок космического страхования понес значительные убытки. Вспомним аварию “Протона" с КА MexSat-1, грузового корабля “Прогресс М-27М", спутника EgyptSat-2 (спутник разрабатывали и изготавливали на РКК “Энергия" им. С.П. Королёва). Кроме того, 21 ноября 2015 г. вышел из строя телекоммуникационный спутник “Амос-5", сумма ущерба по этим проектам более $650 млн, что тоже не прибавляет нам оптимизма.
Поэтому космический страховой рынок выделяет два сегмента: первый – российский, второй – европейский и американский. Конечно, мы прилагаем большие усилия для того, чтобы ставки на российскую технику не стали заоблачными. Для этого мы проводим совместную работу с ОАО “ИСС им. Решетнёва", ФГУП “Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева", Роскосмосом, готовим материалы к различным встречам и конференциям, показывающие положительные качества российской техники, а также демонстрирующие, как производится доработка наших носителей и КА, с целью повышения их качества и надежности.

– Какие основные достижения и проблемы развития российской космической отрасли и спутниковой связи в частности вы можете отметить?
– Хочется отметить, что наш любимый клиент ФГУП “Космическая связь" практически завершил развертывание своей орбитальной группировки в целях обеспечения телекоммуникационными средствами и связью России. Что касается качества и надежности российской техники, то, например, ФГУП “Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева" после последней аварии проделал очень большой объем работы по поиску и устранению возможных неисправностей и аномалий на РН “Протон-М". Кроме того, большую работу проводят ОАО “ИСС им. Решетнёва", РКК “Энергия" им. С.П. Королёва, АО “РКЦ “Прогресс".
Страховая отрасль сейчас перестраивается, появляются новые идеи, внедряются новые системные подходы в оценке качества. Трудно сказать, все ли из перечисленного найдет достойный отклик, но я надеюсь, что мы будем получать в основном положительные результаты.

– На чем построены ваши методики оценки рисков?
– Существуют определенные математические модели, по которым оцениваются объемы, финансовая успешность рынка, проводится анализ ставок. Очень большое значение имеет техническая составляющая: проведение дополнительных проверок, тестов, оценки послеполетной информации о ходе запусков КА.
В своей практике мы применяем метод обсуждения, когда предлагаемый проект проходит определенные стадии. Сначала мы изучаем технические составляющие: насколько отработана аппаратура на спутнике, какая у нее квалификация, как она себя зарекомендовала, были ли по этой платформе и полезной нагрузке какие-то отказы и т.д. Какая РН будет выводить данный спутник, ее надежность. Затем рассматриваем условия договора, которые предлагает нам брокер, то есть на техническую часть накладываем финансовую, франшизы, исключения и т.д. Оценивается степень риска и предлагаем свои котировки.

– Расскажите, пожалуйста, о совместной работе с ФГУП “Космическая связь"и планах на 2016 г. Сколько лет вы уже вместе?
– С ФГУП “Космическая связь" мы работаем с 1999 г. Изначально у нас был заключен договор на 4 проекта, из которых первый сразу стал аварийным (“Экспресс-А1"). Однако все остальные были реализованы. С тех пор ГП КС является нашим любимым клиентом, для которого мы разрабатываем индивидуальные и самые привлекательные условия. Кроме того, мы устраиваем совместные презентации, которые бы позволили рынку подробнее ознакомиться с состоянием орбитальной группировки, с новыми запускаемыми аппаратами, с планируемыми проектами. Такая совместная и слаженная работа дает хороший результат. Мы друг другу доверяем, и сколько бы у нас ни было страховых случаев, мы всегда в кратчайшие сроки выплачивали страховое возмещение, за что ГП КС нас и ценит.

– Как вы работаете с другими участниками рынка? Что вы им можете предложить?
– Вторым основным нашим клиентом является Роскосмос в лице ФГУП “Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ФГУП “ЦЭНКИ"). В конце ноября 2015 г. было размещено объявление об очередном конкурсе на страхование ракеты “Протон-М" для запуска КА “Экзомарс" (в сентябре 2015 г. “по техническим причинам" старт был перенесен на март 2016 г.), а также ракеты “Союз" и космического корабля “Прогресс", в котором мы собираемся принять участие. У нас есть опыт урегулирования убытков в интересах Роскосмоса. В 2015 г. произошла авария космического корабля “Прогресс-М27М", и мы в кратчайшие сроки провели все работы с аварийной комиссией, а также встречу с западными перестраховщиками и совместно с АО “СОГАЗ" полностью выплатили страховое возмещение. Еще одним крупным нашим клиентом является ОАО “Газпром космические системы", но здесь мы работаем в паре с СГ “СОГАЗ". Основным страховщиком проектов ОАО “Газпром космические системы" и КА “Ямал" является СГ “СОГАЗ" (70% риска), а основным перестраховщиком – СПАО “Ингосстрах" (30% риска).
Хочу отметить, что это обычная практика, когда риски разделяются между разными страховыми компаниями. Так, например, страхование “Экспресс-АМУ1" осуществляют три игрока страхового рынка: СПАО “Ингосстрах" (60%), СГ “СОГАЗ" (30%) и Группа “АльфаСтрахование" (10%). В такой конфигурации у каждого из нас остается дополнительный запас прочности.

– Какие услуги может предложить СПАО “Ингосстрах" для более мелких игроков рынка?
– У нас очень долгое время страховалась потеря дохода компании ООО “ГеоТелекоммуникации". Для спутниковых операторов это очень хорошее предложение. Данный вид страхования мы предлагаем на случай аномалии в работе или гибели спутников связи и телевещания. Такими проектами интересовались и ОАО “Газпром космические системы", ФГУП “Космическая связь", ООО “ОРИОН ЭКСПРЕСС". Но пока дальше интереса не пошло. Я думаю, что нужен пример, который показал бы, что данный вид страхования спасает компанию-оператора в критических ситуациях от банкротства.

– Расскажите, пожалуйста, о работе СПАО “Ингосстрах" на зарубежных рынках спутниковой связи и вещания.
– Хочется отметить, что российским компаниям удалось переломить ситуацию на зарубежном рынке. Сейчас с нами разговаривают на равных. Мы хорошо стали разбираться в западной космической технике, котируем риски на достойном уровне, надежно выплачиваем по страховым случаям, имеем достаточно большую емкость, с которой можно работать (не $1–2 млн, а $10–15 млн). В общем, выглядим вполне достойно на зарубежном рынке. В 2015 г. мы получили более 30 контрактов на зарубежном рынке и в следующем году планируем получить еще около 40. СПАО “Ингосстрах" активно работает по всему миру: среди наших клиентов можно выделить Turksat, Inmarsat, Intelsat, Eutelsat, индийские и японские спутниковые компании и др.

– Каковы ваши ожидания от 2016 г.?
– К сожалению, мы не ждем крупных проектов в 2016 г., потому что у ФГУП “Космическая связь" остается только поддержание орбитальной группировки, а у ОАО “Газпром космические системы" не будет пусков, в Роскосмосе сокращены субсидии. Изначально мы рассчитывали на то, что Роскосмос объявит конкурс как минимум на 6–8 проектов, но сейчас вынесено только 3, причем один из них фактически объединенный.
Будем надеяться, что ситуация наладится, и вся федеральная космическая программа будет застрахована. А пока будем шире использовать наши возможности на зарубежном рынке.

– Страхование рисков для бизнеса и государственных корпораций является показателем определенного уровня зрелости. Насколько российский рынок спутниковой связи и вещания дорос до этого уровня, есть ли осознание, что страхование действительно необходимо?
– Здесь все зависит от менталитета населения. На Западе люди страхуют абсолютно все. У нас смотрят на страхование, как на дополнительное налогообложение. Почему это происходит: страховых компаний много, не все они достаточно надежные и ведут честный бизнес, поэтому у населения к ним нет доверия. Изначально клиенты приходят страховаться в такие крупные компании, как СПАО “Ингосстрах" или СГ “СОГАЗ", но ознакомившись с ценами, идут в маленькие компании, потому что у них дешевле. А когда приходит время получать выплату, оказывается, что страховые компании в лучшем случае выплачивают половину, а то и вообще ничего. Таким образом, человек получает негативный опыт, и страхование воспринимается как надувательство.
Однако в этом направлении регулятор – ЦБ РФ – ведет очень большую работу по выявлению ненадежных банков и страховых компаний, планомерно изымая у них лицензии, чтобы как можно меньше осталось обманутых вкладчиков и клиентов. Я надеюсь, что в конце концов рынок придет к 50–100 компаниям, как это существует на Западе, и эти компании будут настолько капиталоемкими, надежными и станут дорожить своей репутацией, что и наше население будет страховать все, что нужно. Мы к этому идем, но идем очень медленно.

Темы:Ингосстрах
Комментарии

More...