Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Врачей и пациентов свяжет ВКС: технологическое ядро телемедицины

Максим Смирнов, 01/08/2018

Масштабная цифровизация поликлиник и больниц, развитие телеком-инфраструктуры в регионах, новейшие технологические разработки и формирование законодательной базы в области телемедицины открывают возможности для создания принципиально нового сегмента здравоохранения в России. Решая главную социальную задачу государства - повысить доступность медицины в стране, телемедицина обладает двумя полезными качествами, высоко востребованными сегодняшними потребителями медицинских услуг: скоростью и удобством. О том, какие технологические нюансы важно учесть при организации телемедицинских сервисов, почему они должны иметь дружелюбный пользовательский интерфейс и какую роль в этом процессе играет видеоконференцсвязь, - ответы на эти вопросы дает Максим Смирнов, коммерческий директор IVA Technologies (ГК "ХайТэк").

Закон принят - начало положено. Что дальше?

Телемедицинские технологии развиваются в России более 20 лет. Однако до недавнего времени проекты в основном создавались по инициативе отдельных ведомств или регионов и не имели единой нормативно-правовой базы. Среди ярких примеров - такие крупные проекты, как "Москва - регионы России" и Московская корпоративная телемедицинская сеть. Они стартовали в конце 1990-х гг. и позволили медицинскому сообществу обмениваться опытом и делиться экспертизой дистанционно. Кроме того, проекты в области телемедицины развивались в Санкт-Петербурге, республиках Башкортостан и Татарстан, Московской, Пензенской, Нижегородской областях и многих других регионах.

Официальный правовой статус на федеральном уровне телемедицина в нашей стране впервые получила год назад - тогда был принят профильный законi, а уже в январе этого года Минздрав своим приказомii определил порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Этого события ждали все: инвесторы, разработчики технологических решений и медицинские организации - для развития телемедицинских проектов нужны были понятные и прозрачные правила игры в данном сегменте здравоохранения. Так, в 2017 г. компания EY в рамках исследования рынка коммерческой медицины в России провела опрос среди специалистов 25 частных многопрофильных клиник из разных регионов о том, какие факторы сдерживают развитие телемедицины в стране. 67% респондентов главной причиной тогда называли отсутствие законодательной базы.

Принятый закон о телемедицине внес ясность в правила проведения интерактивных консилиумов, однако не оправдал ожидания бизнеса, заинтересованного в создании телемедицинских сервисов для населения. Причина в том, что документ ввел ряд серьезных ограничений на деятельность по проведению удаленных консультаций в формате "врач - пациент". Так, действующая редакция закона не разрешает врачам ставить диагнозы и назначать лечение в режиме онлайн. Телеконсультации можно проводить только после очного приема, например, для того, чтобы скорректировать курс лечения. Помимо этого, в законе прописаны довольно сложные механизмы идентификации пользователей в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) - системе, предназначенной для удаленного взаимодействия врачей и пациентов. В частности, каждый участник телеконсультации для верификации в системе должен получить электронную цифровую подпись. Кроме того, существенным ограничением является требование регистрировать программное обеспечение, предназначенное для дистанционного мониторинга пациентов, в качестве медицинского изделия.

Безусловно, факт принятия федерального закона о телемедицине - знаковый момент в развитии отрасли. Однако, чтобы документ начал работать на практике, необходимо принять большое количество подзаконных нормативных актов, которые помогут восполнить правовые пробелы, устранить разночтения и детализировать правила организации телемедицинских проектов, государственных, частных и основанных на государственно-частном партнерстве.

Интернет в каждую поликлинику

Программы по информатизации отечественного здравоохранения разрабатываются и реализуются с 1992 г. Два года назад, выступая с ежегодным посланием Федеральному Собранию, президент России Владимир Путин заявил, что все российские поликлиники и больницы должны быть подключены к Интернету до конца 2018 г. Тогда же глава государства дал поручение правительству совместно с региональными властями утвердить план-график подключения медучреждений к высокоскоростному Интернету на 2017-2018 гг. В мае 2017 г. правительство приняло решение выделить на эти цели 5,5 млрд рублей из резервного фонда. Кроме того, на выполнение поручения президента заложено еще 4,9 млрд рублей в федеральном бюджете на 2018 г.

По последним данным, Интернетом охвачены свыше 60% российских лечебно-профилактических учреждений. До конца года в правительстве планируют увеличить это число до 100%.
Один из ключевых проектов в области цифровизации здравоохранения - создание единой государственной информационной системы, работа над которой ведется в течение последних шести лет. В рамках развития ЕГИСЗ в медучреждениях по всей стране вводится система электронного документооборота, реализуются механизмы для перехода на ведение медицинских карт пациентов и расписания врачей в электронном виде. Так, за последние два года количество медицинских организаций, которые используют специальные информационные системы при оказании медпомощи и ведут электронные медкарты, увеличилось в 5,5 раз, а количество автоматизированных рабочих мест медработников, подключенных к медицинским информационным системам, выросло в 1,7 раза до 500 тыс.

Как отметила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на брифинге в июле, до конца года в стране планируется завершить формирование вертикально интегрированной телемедицинской системы, которая должна связать ведущие национальные медицинские исследовательские центры с клиниками в регионах - всего таких организаций в субъектах РФ насчитывается 750. Кроме того, министр отметила, что уже со следующего года ведомство начнет поэтапно развивать направление телемедицины "врач - пациент".

Архитектура решений для телемедицины. Объединяя ИТ-зоопарк, или Что умеет ВКС на сегодняшний день

Уровень развития высоких технологий позволяет решать практически любые задачи, связанные с созданием телемедицинских сервисов. Существует широкий спектр медицинского оборудования для передачи данных, профессиональные видеокодеки, которые позволяют транслировать видео высокой четкости, разработаны специальные протоколы, обеспечивающие надежное соединение между устройствами.

Архитектурным ядром, объединяющим все эти устройства и технологии в единую платформу, выступают серверы видеоконференцсвязи. Они агрегируют потоки данных, передаваемые с различных устройств по разным логическим интерфейсам, и обеспечивают их правильную обработку в режиме реального времени таким образом, чтобы каждый участник сеанса видеоконференцсвязи видел на экране реальную картину происходящего и ни у кого не было задержек трансляции.

Современные системы для видеоконференций позволяют проводить интерактивные консилиумы, организовать теленаставничество, предоставлять удаленную медпомощь пациентам. ВКС-платформы способны передавать видеопоток с камеры врача и камер, встроенных в медицинское оборудование, в режиме реального времени с высоким разрешением и чистым звуком, что дает возможность транслировать уникальные операции, руководить операциями дистанционно, проводить первичные и полноценные консультации пациентов. 

Стоит отметить, что одним из ключевых требований к архитектуре программно-аппаратных комплексов, используемых в любом телемедицинском проекте, является высокий уровень стабильности и непрерывности связи, ведь когда мы говорим о дистанционной медпомощи, в первую очередь речь идет о здоровье и жизни людей. Для этого необходимо выстраивать надежные каналы связи и обеспечивать отказоустойчивую геораспределенную конфигурацию сервера. К слову, последние должны обладать широким запасом масштабируемости, поскольку они должны выдерживать подключение к сеансу видеоконференцсвязи большого количества участников. 

Тренды для разработчиков прежде всего задают сами медучреждения. Сегодня они предпочитают классическим проприетарным аппаратно-программным комплексам ВКС, на которых строились первые телемедицинские проекты, унифицированные программные продукты, обладающие гибкостью в разработке и широкими интеграционными возможностями. По этой причине многие технологические компании при формировании стратегии развития смещают фокус в сторону решений, легко адаптирующихся под индивидуальные запросы заказчиков и совместимых с большинством имеющегося в организациях оборудования и софта различных производителей.

Тенденция к унификации и расширению функциональных возможностей ВКС-платформ сохранится в ближайшей и долгосрочной перспективе. В будущем мы получим стек технологий, сервисов, сетей и т.д. Например, это может быть интеграция ВКС с системами авторизации врачей и пациентов, интеграция с системами 3D-визуализации и т.д.

Надежность данных, или Как сохранить врачебную тайну

Особое место в организации телемедицинских сервисов занимает вопрос обеспечения информационной безопасности передаваемых данных. Законодательство требует сохранения врачебной тайны и конфиденциальности персональных данных пациентов, поэтому при создании решений для дистанционной медицины важно учитывать все возможные угрозы и риски в области ИБ.

Чтобы нивелировать риски несанкционированного доступа в сеансы видеоконференций и взлома сервера, на котором работает система ВКС, необходимо предпринять комплекс мер по защите данных. Прежде всего, стоит передавать данные только по защищенным каналам - в локальной сети медицинской организации или через шифрованные VPN-туннели, закрывать доступ к видеоконференциям с помощью ПИН-кода, подключать участников по сложному ID или индивидуальным ссылкам и ни в коем случае не раздавать права высокого уровня доступа большому числу людей - права пользователей должны быть четко разграничены.

Данные растут. Где хранить данные?

Еще одна технологическая проблема, с которой могут столкнуться клиники, применяющие телемедицинские технологии - экспоненциальный рост данных и отсутствие решений для их хранения. Дело в том, что российское законодательство обязывает лечебно-профилактические учреждения хранить медицинскую информацию, в зависимости от типа документов, как минимум в течение одного года, как максимум - тридцать лет. Например, карта вызова скорой помощи, по закону, должна храниться один год, больничные листы - три года, медицинская карта пациента - двадцать пять лет.

Развитие телемедицинских проектов потребует создания в ИТ-инфраструктуре медучреждений цифровых архивов для хранения протоколов телеконсилиумов, истории взаимодействий врачей и пациентов, видеозаписей трансляций уникальных операций и т.д. Эти архивы нужно будет обслуживать и наращивать. Оптимальным решением здесь могут стать дисковые системы для архивного хранения данных, отличающиеся высокой плотностью хранения при низкой стоимости.

Пациенты не в курсе, врачи не готовы. Что делать?

После принятия федерального закона о телемедицине аналитический центр НАФИ провел всероссийский опрос населения, одной из задач которого было выяснить уровень информированности россиян о нововведении. 67% респондентов заявили, что ничего об этом не слышали. В то же время 61% опрошенных отметили, что они не против получать медпомощь в той или иной мере дистанционно. Среди самых востребованных услуг телемедицины россияне называли дистанционное получение медицинских справок, экстренные дистанционные медицинские консультации, дистанционные выписки рецептов на лекарства. По данным Ernst&Young, 15% сотрудников многопрофильных клиник, опрошенных в ходе исследования рынка коммерческой медицины, заявляли, что одним из главных препятствий на пути развития телемедицины является крайне низкая информированность граждан и, как следствие, их недоверие к телемедицине.

В отличие от пациентов, врачи осведомлены о возможностях телемедицины. Однако далеко не все из них готовы применять технологии на практике, имеют опыт проведения телеконсультаций, а часть вовсе принципиально не верит в перспективы дистанционной медицины. Такие данные приводили проект "Доктор на работе" и сервис для вызова врача на дом Doc+ по результатам исследования об отношении врачебного сообщества к телемедицине. Так, треть респондентов заявила о неготовности к телеконсультациям, и только каждый пятый опрошенный отметил, что у него есть опыт подобной деятельности. В то же время 70% участников опросов говорили, что хотели бы пройти дополнительную аттестацию для предоставления дистанционной медпомощи людям.

Результаты опросов говорят о том, что для развития телемедицинских сервисов необходимо популяризировать технологии дистанционной медицины, знакомить с ними врачей и пациентов, демонстрировать преимущества и возможности данного подхода через успешные кейсы и практики. Разработчики решений также должны учитывать человеческий фактор при создании ИТ-продуктов для телемедицины - необходимо продумывать программно-аппаратные платформы таким образом, чтобы они имели простой и понятный, дружелюбный пользовательский интерфейс.

Вместо заключения

Телемедицина сегодня считается одним из самых быстрорастущих сегментов здравоохранения в мире. По различным оценкам, рынок растет на 20-30% ежегодно. Так, по оценкам BBC Research, уже к 2019 г. глобальный рынок телемедицины в денежном выражении достигнет $44 млрд. Перспективы российского сегмента рынка оценила компания "Мобильные медицинские технологии", по прогнозам аналитиков, в нашей стране телемедицина может приносить до 18 млрд рублей дохода в год.

Опыт стран, ушедших далеко вперед в развитии услуг удаленной медицины, показывает положительную динамику сразу по нескольким направлениям. Так, в США - стране, занимающей около 40% мирового рынка телемедицины, благодаря дистанционным консультациям и мониторингу пациентов удалось сократить на 19% количество госпитализаций и на 25% их продолжительность, а кроме этого, снизилось и число очных обращений к врачам - на 70%. Экономия на транспортировке тяжелобольных за счет интерактивных консилиумов оценивается в $500 млн ежегодно. Такие данные приводила Американская телемедицинская ассоциация. Уверен, что в перспективе ближайших 7-10 лет в России будут внедрены лучшие мировые практики в области телемедицины и достигнуты как минимум сопоставимые результаты.

i Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья".
ii Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 г. № 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий".
Комментарии

More...