Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Польза блокчейн-технологии в сфере логистики

Андрей Бекарев, 14/05/2019

бекаревГлавное преимущество блокчейн-технологий состоит в том, что они позволяют безопасно работать даже в условиях полного недоверия между контрагентами на рынке. Почти в любой системе, где может применяться блокчейн, отпадает потребность в медиаторах, как отпадает и необходимость проводить верификацию и контроль качества продукции. Вся информация уже есть в сетях, обрабатывающих процесс обмена товаров.

Что характерно, такие условия не могут устраивать самих медиаторов, в первую очередь, главного медиатора в лице госструктур, потому как внедрение этих систем может оставить не у дел большое количество специалистов и привести к структурной безработице.

Кроме того, внедрение такой системы оставит без средств к существованию всех, кто занимается контрафактом и контрабандой – у них просто не будет возможности сбывать товар. Сейчас в российском правительстве идут слушания на тему создания системы тотального учета товаров с помощью кодификации, что должно облегчить процедуры верификации и приемки товаров. Однако не вполне понятно, почему не рассматриваются перспективы использования блокчейн-технологий, ведь такое решение позволило бы сделать процессы приемки, верификации и изъятия продукции полностью прозрачными.

Блокчейн – это механизм, который поможет полностью автоматизировать и значительно ускорить таможенные процедуры и сделает практически невозможной контрабанду. Суть технологии в том, что вся информация фиксируется в блоках, следующих один за другим, так что любое изменение в этой цепочке видно всем участникам процесса и не может быть скрыто.

Блокчейн-–-хранилище-документов-для-бизнеса-1

Таким образом, если товар, например, не прошел ту или иную пограничную зону, и не получил соответствующую отметку в блоке, он не будет обработан блокчейн-системой, и любой участник обмена поймет, что товар контрафактный/контрабандный.

Безусловно, введение блокчейн исключит из системы товарообмена все страны, которые не смогли или не захотели законодательно закрепить использование блокчейн-технологий для таможенного регулирования. Можно себе представить, что за введением системы последует некий переходный период с тарифным регулированием, который даст значительные преимущества тем государствам, которые уже присоединились к системе, войдя в некое блокчейн-содружество. Маркированные товары не будут нести никаких сопутствующих издержек (проверка, определение, ручная работа с продукцией и т. д).

Для остальных стран, не присоединившихся к договору, граница также не будет закрыта, однако будет уместно ввести для них дополнительные сборы и квоты из-за того, что для обработки товаров на таможне потребуется больше времени и усилий.

Основное препятствие на пути внедрения блокчейн-технологии в сфере логистики – это не долгая раскачка, а проблема с регуляторами, которые не способствуют введению новых практик. Между тем, эволюция необходима любой экосистеме, так что нет никакого смысла развивать логистику «привычным образом» – это не развитие, а стагнация.

Отрасль должна будет понести довольно большие затраты для того, чтобы установить связь между реальным миром (настоящими товарами, которые перемещаются в фурах, поездах и самолетах через границу) и миром виртуальным – системой блокчейн-учета. Для этого, конечно, потребуются дополнительные приборы, позволяющие точно отслеживать передачу товара (для реализации смарт-контрактов), осуществлять трекинг и оценку по критериям, по которым можно принять или не принять товар.

logistics

Однако с учетом того, какое колоссальное сокращение расходов в долгосрочной перспективе принесет блокчейн-технология, такие расходы, должны субсидироваться государством, если у правительства действительно стоит цель добиться прозрачности рынков.

Первое, что следует сделать участникам рынка, – договориться об общей системе измерений и принципах работы (точно так же, как это было когда-то сделано с системой мер и весов СИ). В данной системе не должно быть ни операторов, ни руководителей – она должна быть децентрализованной, а ее агенты (и государства-участники, и каждое отдельно взятое предприятие) должны находиться в равных условиях.

Темы:ТранспортБлокчейнлогистика
Комментарии

More...