Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

IT – первый и эффективный помощник транспортника

Алексей Санник, 05/10/2018

Начинаем регулярную публикацию архивных интервью с представителями вертикальных отраслей. На очереди "Транспорт". 
 
sannikАлексей Санник
Директор МКУ "Тюменьгортранс"
 – Алексей, вы не первый год занимаетесь проектами по автоматизации управления городским транспортом. Как информационные технологии помогают развитию инфраструктуры города и улучшению жизни людей, если говорить о транспорте?

– В нашей отрасли информатизация является одним из ключевых элементов для анализа ситуации на дорогах и принятия мер по улучшению дорожной обстановки. Не мы первые заметили, что только строительством новых магистралей и расширением дорожного полотна невозможно бороться с транспортными коллапсами. Из года в год растущий транспортный поток необходимо оперативно перенаправлять по оптимальным маршрутам, чтобы обеспечивать необходимый для нормальной жизни города оборот грузов и пассажиров. Прямые управленческие решения не эффективны в этом направлении без мгновенной регистрации дорожных событий, оперативного анализа ситуации, быстрого просчета вариантов разрешения возникающих проблем. Естественно, в этом смысле IT – первый и эффективный помощник транспортника.

1-3
– Какие направления IT и телекоммуникаций являются приоритетными для вашего учреждения сегодня?

– За последнюю пару лет нами внедрено несколько высокотехнологичных систем контроля и управления дорожным движением. Для их проектирования нами были заданы параметры производительности компьютерного обеспечения, объем хранимой информации, требования к скорости информационного обмена, которые разработчиками были выполнены. В качестве каналов связи, обеспечивающих обмен данными между элементами автоматизированных систем, используются оптоволоконные линии (для стационарных объектов) и радиоканалы WiMax (для связи с труднодоступными элементами системы). Качество связи хорошее, проблем нет. Для определения позиционирования транспортных средств, в первую очередь – городского общественного транспорта, используются датчики ГЛОНАСС/GPS.

– Расскажите, пожалуйста, об осуществленных проектах в 2016 г. Соответствуют ли результаты вашим ожиданиям?
– В целом результаты хорошие.
Нами еще с 2014 г. внедряются в Тюмени умные светофоры на перекрестках, по маршруту Червишевский тракт – улицы: Мориса Тореза – Профсоюзная – Дружбы – Тобольский тракт, а также по улицам Комсомольская и Первомайская. Все эти светофорные объекты работают в автоматическом режиме, подстраиваясь под транспортные потоки, и объединены автоматизированной системой управления дорожным движением (АСУДД). АСУДД получает данные от видеодетекторов, установленных по маршруту и непрерывно замеряющих скорость, интенсивность движения и плотность транспортного потока. По этим данным координируется работа светофоров, подстраиваясь под количество проходящего транспорта и создавая оптимальную "зеленую волну" по направлению. В 2016 г. численность таких светофоров доведена до 39, а видеодетекторов до 114.
Для визуального контроля ситуации на дороге на ключевых перекрестках установлены обзорные камеры, число которых достигло 35. Видео с камер транслируется на экраны в Центре управления дорожным движением (ЦУДД) "Тюменьгортранса", где дежурный персонал оперативно оценивает ситуацию и при необходимости может скорректировать работу АСУДД, мониторить работу общественного транспорта, сообщить в дежурную часть ГИБДД о совершенном ДТП.
Система постоянно развивается, на данный момент разработана проектно-сметная документация по подключению к АСУДД второй очереди светофорных объектов, находящихся на основных магистралях города Тюмени: улица Ямская, улица Ленина, улица Республики.

– То есть в ЦУДД станет видимой и управляемой дорожная обстановка на всех ключевых магистралях. Наверное, городские экстренные службы могли бы воспользоваться этой информацией? Не планируете интеграцию ИТС с системами службы "112"?
– Таких конкретных планов у нас нет, тем более что есть отдельная федеральная программа "Безопасный город". Однако службы экстренного реагирования связываются с ЦУДД для координации действий дорожной обстановки, поиска подозреваемых в кражах, угонах автотранспорта, запрашивают видеоархивы для разрешения судебных дел. Также их оперативные подразделения пользуются нашим сайтом и мобильным приложением "Тюмень. Транспорт" для определения местоположения городского транспортного средства на маршруте. Кроме этого, видеосигнал с камер наблюдения транслируется в дежурную часть ГИБДД УМВД по Тюменской области.

– Есть такое мобильное приложение?
– Это один из наших сервисов наряду с информационным порталом, информационными табло, транслирующими в режиме онлайн время прибытия автобусов к остановке. Это стало возможным после того, как все городские автобусы Тюмени были оснащены навигационными приборами ГЛОНАСС-GPS, что позволяет следить за их движением в режиме онлайн. Контроль осуществляется разработанной сотрудниками IT-подразделения МКУ "Тюменьгортранс" автоматизированной системой диспетчеризации, позволяющей контролировать соблюдение расписания и схем маршрута. Эти данные также транслируются на публичный сайт tgt72.ru и в мобильное приложение "Тюмень. Транспорт", разработанное для платформ iOS и Android и ориентированное на широкий круг пользователей. Очень важным считаю предоставление нашим пассажирам информации о реальном прибытии транспортных средств на остановочный пункт. Достаточно в мобильном приложении указать остановку и требуемый маршрут, как тут же отображается информация о фактическом времени подхода автобуса.

– Несколько лет назад появлялась информация о планах создания в Нидерландах системы, управляющей движением автомобилей в городе в автоматическом режиме. Сегодня в Европе уже не редкость беспилотные грузовики. Как вы считаете, городской транспорт реально полностью перевести на "беспилотное" вождение, перепоручив управление автоматике?
– В настоящее время доверить вождение автобуса автомату вряд ли возможно. И дело не столько в сложности задачи, сколько в ответственности за жизнь и здоровье пассажиров. Очень непростой вопрос о юридической ответственности искусственного интеллекта. Думаю, что это задача не близкого будущего, и городской общественный транспорт перейдет на "беспилотное" управление одним из последних. Более реальная перспектива – развитие интеллектуальных транспортных систем, оптимизирующих маршруты движения, снижающих время в пути, улучшающих экологическую обстановку в городе, сокращающих потребление энергоресурсов. Перспективным также остаются задачи информирования участников движения о состоянии и параметрах улично-дорожной сети города, увеличение доли остановочных пунктов, оборудованных электронных табло, и внедрение безналичной оплаты за проезд.

– Банковской картой, по отпечаткам пальцев или будет применена система распознавания лиц пассажиров?
– Вариантов несколько, пока рано говорить о конкретике.

– В продолжение разговора о реальных перспективах – каковы приоритеты развития автоматизации движения транспорта Тюмени в этом году?
– На 2017 г. поставлена задача автоматизации процесса подсчета объема пассажиропотока на маршрутах города и пассажирообмена на остановочных пунктах. Эти данные необходимы для формирования оптимальной маршрутной сети города и определения требуемого количества автобусов на маршруте. Проблемы есть, в первую очередь, технического характера. Дело в том, что на рынке довольно большое разнообразие детекторов, однако их качество и цена не всегда соответствуют ожиданиям. В частности, на наш взгляд, для реализации этой задачи и ее дальнейшего развития наиболее перспективны видеодетекторы, работающие по принципу распознавания образов. Однако все известные на рынке образцы – импортного производства, и наша задача – найти качественный, перспективный, инновационный продукт, способный не только заменить, но и опередить по многим характеристикам зарубежные аналоги. На сегодняшний день мы сотрудничаем с некоторыми разработчиками подобного оборудования.

– Раз уж речь зашла об импортозамещении, как вы считаете, уместно ли говорить о нем всерьез в части IT-технологий, по опыту вашего учреждения?
– Можно говорить о частичном замещении импортной техники. Например, в Тюмени с мая 2016 г. действуют две платные стоянки у здания администрации города, функционирование которых обеспечивает информационная система, отвечающая за работу сервисов оплаты, интернет-портала и мобильного приложения "Парковки Тюмени". Она же контролирует соблюдение правил парковки и ведет базу данных всех объектов. По успешным результатам тестирования уже решено, что парковочное пространство будет расширено – платными станут до 3500 парковочных мест в центре Тюмени, а это практически весь центр города. То есть информационная мощность системы вырастет многократно.
Ядро системы интегрировано со всеми современными средствами оплаты: платежными системами, терминалами, поддерживается обмен информационными SMS-сообщениями. То есть по своей структуре это сложный и мощный IT-продукт, который создан и инсталлирован российскими специалистами. В разработке использовано ПО и оборудование отечественного производства, хотя, конечно, комплектующие во многом импортные.
И в других проектах МКУ "Тюменьгортранс" также использует оборудование российских производителей – дорожные контроллеры, светодиодные светофоры, видеодетекторы. Разработка программно-аппаратной платформы АСУДД, о которой я говорил, также принадлежит отечественной компании, ранее уже внедрившей подобные системы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и ряде других крупных городов. Применяем проверенные решения и вместе с тем стараемся не отставать от коллег в других регионах.

– Если все-таки пофантазировать, каким вам видится отдаленное будущее транспортной системы Тюмени?
– Мы реалисты. В обозримой перспективе "Тюменьгортранс" видит внедрение транспортной модели города, представляющей собой электронный интерактивный макет маршрутной сети. На этой модели можно будет "проигрывать" различные сложные транспортные ситуации и оценивать их последствия. Это позволит оптимизировать конфигурацию транспортных маршрутов и проектировать новые, точно прогнозируя эффект и повышая востребованность городского транспорта.

Беседу вел Юрий Иванов

2017 год, февраль

Темы:Интервью с заказчикомТюменьтрансавто
Комментарии

More...