Работа — вот, что привлекало людей в больших городах. Промышленные революции сформировали новый социальный слой — рабочий класс. Но если раньше сами люди боролись за рабочие места, то теперь между городами и странами идет борьба за человека — точнее, за "человеческий капитал", который стал главным двигателем роста.
Город будущего — это корпорация. У корпорации, как и у города, в центре внимания — человек. Сравните сами: из 10 самых богатых компаний в мире четыре сделали состояние на сервисах, цель которых — облегчить жизнь человека, дать ему новые возможности для общения и обмена информацией. Мы листаем ленту инстаграма за завтраком, читаем новости по дороге на работу и переписываемся с друзьями весь день подряд — и это кажется нам совершенно естественным. Самое интересное, что все это — заслуга всего нескольких мировых предприятий. Вы даже не подозреваете, но основная часть ваших вещей сделана на одних и тех же фабриках всего двумя-тремя крупными компаниями (хоть и под разными марками) — это результат консолидации предприятий: сначала они растут, потом выходят на национальный уровень, а потом становятся международными корпорациями. Они выходят за пределы стран и континентов — а потому становятся реальным конкурентом государства.
Вы можете не замечать этого, но компании меняют ваши предпочтения, интересы и даже образ мыслей. Мы отказываемся от обладания предметом — в пользу его эксплуатации. Доказательства? Многие автокомпании переживают сейчас кризис, потому что молодые люди перестали покупать машины — ведь есть сервисы заказа такси и каршеринга. Корпорации (а не государства) помогают нам найти жилье в другой стране. Корпорации (а не государства) помогают купить билеты на самолет. В конце концов мы все станем жителями огромной корпорации-кибергосударства.
Город будущего должен стать ответом на абсолютную власть компаний — и сам превратиться в универсальное киберпространство, в сервис, пользователь которого сможет работать, получать услуги, путешествовать, делать покупки из любой точки земного шара.
Концепция "город как сервис" не так далека от реальности, как кажется. Более того, пример развития города в этом направлении есть в России, в 20 км от Казани — это Иннополис.
Администрация Иннополиса — это сервисная служба в буквальном смысле. В ее обязанности входит решать проблемные ситуации, создавать комфортные условия для жителей без бюрократии и помогать находить нужную информацию. Основную часть работы выполняет консьерж-сервис — это
Иннополис — первый город в России, который использует Telegram-боты для улучшения качества жизни горожан. Чтобы записаться к врачу, связаться с администрацией города, заказать еду или узнать расписание транспорта и режим работы городских организаций, достаточно иметь мессенджер — а специально написанные боты предоставят всю информацию. Боты в Telegram — это экспериментальный проект для Иннополиса. Их пишут и развивают студенты и выпускники Университета Иннополис — они же и стали инициаторами этого эксперимента.
Мэр города Руслан Шагалеев говорит, что власть и горожане в Иннополисе находятся на расстоянии одного сообщения. Именно поэтому городская среда здесь изменяется не по указанию сверху, а по инициативе самих жителей города: они участвуют в выборе новых городских объектов, указывают на необходимость уборки дорог, предлагают проведение мероприятий.
Свою работу администрация города оценивает по индексу счастья — как говорит Руслан Шагалеев, "обычно результаты на десять пунктов выше, чем в среднем по России".
Кроме Инны и чат-ботов в Иннополисе тестируют и другие технологии smart city: умные счетчики и домофоны и беспилотные такси.
Беспилотное таксипоявилось в городе в конце августа прошлого года благодаря компании "Яндекс" — так Иннополис стал первым в Европе городом, в котором есть тестовая зона для функционирования беспилотного такси. Как говорят представители "Яндекса", Иннополис был выбран не случайно: во-первых, это город будущего, причем город в полном смысле этого слова — место со сложившейся городской средой. Во-вторых, жители Иннополиса — молодые представители науки, которые поддерживают идеи компании "Яндекс".
Беспилотное такси выполняет в среднем 20 поездок по 10 минут каждые сутки. Чаще всего автомобиль используют, чтобы доехать до места работы или учебы и обратно.
Осенью 2018 года в жилых домах Иннополиса стали появляться умные счетчики, с которыми сбор данных по расходу воды, электричества и тепла стал проще. На уже работающих счетчиках компания "Мегафон" установила IoT-датчики, которые каждый день снимают показания и передают их в облачное хранилище. Следить за передачей данных можно онлайн при помощи приложения для смартфонов. Это первое в России решение по дистанционному контролю и учету ресурсов ЖКХ на основе стандарта NB-IoT.
Иннополис — один из примеров того, в каком направлении развиваются города будущего. Сегодня за наше внимание, деньги и время борются корпорации; через десятки лет за нас будут бороться города. В центре города будущего оказывается человек — с его потребностями, интересами и запросами. Чтобы наши потомки выбрали город для жизни, последнему придется серьезно постараться: для этого администрация города должна превратиться в огромную службу сервиса, в которой все подчинено комфорту и желаниям его жителей. Как и современные корпорации, наши города ждет гуманизация — через избавление от бюрократии, автоматизацию внутренних служб и процессов и использование инноваций.