Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Эффективность облака и оптимизация расходов на IT-инфраструктуру

Алакбар Мамедов, 22/10/2018

cloud techВ рубрике "Архив" на этой неделе представляем вашему вниманию статью А. Мамедова об облачных технологиях и их влияние на оптимизацию расходов компании

Технологический разброс компонентов IT-решений сегодняшнего дня довольно широк, и охватить их внедрение и поддержку одними внутренними ресурсами организаций становится все труднее. Альтернативным путем стала миграция внутренних компонентов в облачные сервисы от глобальных и локальных провайдеров. Для бизнеса цифровое облако уже стало действительностью, и назвать его новшеством сложно.

В то же время удельный вес организаций, консервативно относящихся к идее передачи контроля над ключевыми компонентами IT-инфраструктуры третьей стороне, все еще не мал. В пользу перехода к облачным сервисам говорят несколько существенных факторов, и одним из главных остается финансовая целесообразность. Облачные сервисы основаны на принципе общего использования аппаратных, программных и кадровых ресурсов провайдеров этих услуг. Тем, кто предпочитает содержать собственную инфраструктуру, становится все сложнее конкурировать в цене со специализированными провайдерами. Растущий спрос способствует увеличению предложения в данном сегменте рынка IT-услуг и, как следствие, дальнейшему снижению цен и совершенствованию механизмов сопровождения облачных сервисов.

Одним из факторов, ратующих за миграцию в цифровое облако, является отсутствие первоначальных затрат на создание инфраструктуры. Аппаратные средства, лицензии для программного обеспечения, проектирование и внедрение физических компонентов инфраструктуры – это только часть подобных затрат. Облачные сервисы дают возможность корректировки компонентов в случае обнаружения неточностей в проектировании вычислительной мощности. К примеру, если действительные аппаратные требования ниже, чем первоначально заложенные в проект, то купленное аппаратное и программное обеспечение обречено на неэффективное использование имеющихся ресурсов или даже бесполезный простой. В случае с облачными сервисами пользователь может в течение нескольких минут изменить конфигурацию, причем без вмешательства высококвалифицированных специалистов – сегодняшние провайдеры предлагают богатый и интуитивно понятный инструментарий управления компонентами, не требующий глубоких специализированных знаний тех или иных продуктов. 

Следующим фактором является возможность использования общих ресурсов. Работа в режиме "холостого хода" в непиковые часы – явление, обычное для практически любой инфраструктуры. Но платить за эти часы работы вхолостую организациям все равно приходится: аппаратные средства уже приобретены, за лицензии уже заплачено и счета за электричество продолжают поступать. Глобальные провайдеры облачных услуг решили этот вопрос путем внедрения механизмов балансирования и распределения нагрузки на имеющиеся в их распоряжении аппаратные мощности. На сегодняшний день все глобальные игроки этого рынка имеют десятки и сотни дата-центров по всему миру. Географический разброс позволяет управлять имеющимися мощностями более эффективно, перераспределяя их в нужном физическом направлении.

Разгрузка IT-отдела

Другим немаловажным фактором, склоняющим чашу весов в пользу облачных сервисов, является финансовая нагрузка по содержанию квалифицированного персонала, обслуживающего инфраструктуру. Львиная доля бюджета IT-департамента уходит на зарплаты специалистов. Специфика их работы требует постоянного повышения квалификации и участия в дорогих программах обучения. Помимо этого, организация должна прилагать усилия, чтобы предотвратить текучку кадров IT-отделов. Принятие на работу новых специалистов вместо покинувших организацию означает рекрутинг, испытательные сроки, относительно низкую отдачу в течение первых месяцев работы, опять дорогостоящее обучение и т.д. Использование облачных IT-услуг не избавляет организации от этих затрат полностью, но оно позволяет IT-отделам сфокусироваться непосредственно на бизнес-решениях высшего уровня, а не тратить время и ресурсы на операционную рутину по обеспечению жизнеспособности технологий нижних уровней.

Нужна резервация

Но даже наличие стабильного и квалифицированного IT-персонала не отменяет потребности в системах резервного копирования, отказоустойчивости и восстановления после аварийных ситуаций. Наличие надежной схемы резервного копирования означает дуплицирование, а зачастую и триплицирование бизнес-данных. Это, в свою очередь, влечет за собой расходы на дополнительное дисковое пространство и лицензии на специализированное программное обеспечение для резервного копирования. Отказоустойчивость также является дорогостоящим решением, так как означает наличие дупликатов основных компонентов сетевой и серверной инфраструктуры. А аварийное восстановление и вовсе подразумевает наличие как минимум одной физической реплики рабочей инфраструктуры, находящейся в другой географической точке. Последнее гарантирует возможность обеспечения непрерывного бизнес-процесса в случае природных катаклизмов и прочих форс-мажоров.

Разработка плана по миграции

Совокупность перечисленных факторов добавляет привлекательности в перспективу использования сервисов цифрового облака. Но при всех потенциальных выгодах миграция от внутренних ресурсов в облако требует тщательного планирования. Самым желаемым можно назвать вариант с возможностью пилотного проекта по миграции одного отдельного компонента инфраструктуры с последующим анализом возникших проблем и выработки схем по их устранению. Пренебрежение тщательным планированием чревато погрешностями в калькуляциях, результирующими как минимум в недостатках или переизбытках вычислительных мощностей. Провайдеры облачных сервисов предлагают помощь консультантов, специализирующихся на миграции в облако с учетом индивидуальных потребностей заказчика. Использование подобных специалистов является неотъемлемой частью разработки плана по миграции и гарантирует как должную вовлеченность в проект поставщика облачных услуг на начальном этапе, так и ожидаемый положительный результат в долгосрочной перспективе.

 
Алакбар Мамедов
IT-эксперт, Норвегия
  
Темы:Облачные технологии
Комментарии

More...