Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Цифровая трансформация. Часть 4

Александр Прохоров, 21/11/2018

it27Публикуем финальный отрывок из книги А.Прохорова и Л.Коника "Цифровая трансформация". Остальное можно прочесть в книге. Содержание прилагается

Цифровая трансформация как трансформация бизнеса

Если для разработчиков и инженеров в словосочетании "цифровая трансформация" главной является первая часть -- цифровая технология, то бизнес-трактовка цифровой трансформации делает акцент на слове "трансформация", которая необходима, чтобы бизнес мог развиваться.
Бизнес-консультанты смотрят на цифровую трансформацию шире и не связывают ее напрямую с цифровыми компаниями. Например, данная точка зрения подчеркивается в работе [6]: "По своей сути цифровая трансформация не связана с „единорогами“, работающими через интернет. Речь идет об использовании новейших технологий, чтобы делать то, что вы уже делаете, но лучше".
Ряд аналитиков пытается разработать универсальный набор рекомендаций по оптимизации бизнеса методами цифровой трансформации. Например, в работе [7] в этот список попали внедрение решений на основе третьей платформы (ее также обозначают аббревиатурой SMAC (Social, Mobility, Analytics, Cloud); модернизация наследуемых ИКТ-платформ; упрощение ИТ-приложений, стандартизация ИТ-инфраструктуры; развитие аналитических возможностей; "консьюмеризация" ИТ; использование геймификации в корпоративном управлении; внедрение технологий быстрого обучения и гибкой организации коллектива, то есть набор атрибутов получается еще более широким, чем в рамках "технологического" подхода.
По данным президента Econsultancy Эшли Фридлейна, возможность цифровой трансформации связана не только с наличием определенных технологий, но также с обеспечением в компании соответствующей стратегии, способов организации рабочих групп и рабочих процессов (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1 Факторы, определяющие переход к цифровой трансформации

Снимок экрана 2018-11-21 в 16.13.26

Источник: Econsultancy

Говоря о выработке цифровой стратегии, мы видим, что фокус смещается на организационную работу, для которой нужны не только внешние бизнес-консультанты, но и внутренние, постоянно действующие службы. Не случайно многие крупные компании стали назначать выделенного менеджера -- директора по цифровым технологиям (Chief Digital Officer, CDO), который ориентирован на разработку цифровой стратегии компании, на создание новых цифровых бизнес-процессов, продуктов и услуг.
Согласно определению Microsoft, основная цель цифровой трансформации -- повысить конкурентоспособность, дать возможность компании развиваться в постоянно меняющихся экономических условиях.
Отличие цифровой трансформации от обычной автоматизации состоит в радикальном повышении эффективности. Поэтому успешное претворение трансформации в жизнь, как правило, и приводит к созданию новых бизнесов и бизнес-моделей. Таким образом, не каждый проект внедрения или модернизации информационных систем предприятия заслуживает того, чтобы называться цифровой трансформацией.
Microsoft выделяет четыре группы признаков "у проектов цифровой трансформации [8]:

  • Радикальное повышение эффективности: ключевые показатели работы организации могут улучшиться в разы.
  • Использование экономичных, масштабируемых и гибких современных технологий (таких, как Облака, "Большие данные", Искусственный Интеллект и Машинное Обучение[3], Интернет Вещей[4], робототехника, смешанная и дополненная реальность[5] и так далее.)
  • Наличие сквозных изменений, то есть проект должен затрагивать несколько областей бизнеса. Клиенты должны менять свою роль и становиться участниками бизнеса, влиять на качество товаров и услуг благодаря обратной связи, что позволяет превратить продукты в сервисы и сочетать массовое производство с индивидуализацией. Внутренние процессы становятся более гибкими, структуры управления будут также трансформироваться от иерархичных к гибким. Повысится вовлеченность сотрудников во взаимодействие друг с другом, и расширится их влияние на конечный результат и ответственность за развитие компании.
  • Обучение сотрудников организации: необходимо накапливать знания, анализировать их. Знания должны быть использованы при активном участии сотрудников и, в случае необходимости, внешних экспертов.

Бизнес-опросы и, в частности, опрос Altimer Digital Strategist 2017 года [9] свидетельствуют, что основными стимулами к цифровой трансформации называются следующие факторы (в порядке убывания): изменение поведения и ожиданий сотрудников и клиентов от уровня цифровых услуг, давление конкуренции, желание занять новые перспективные рынки, проактивные инвестиции для борьбы с подрывающими новациями.

Цифровая трансформация и отраслевая специфика

"Выше мы рассмотрели наиболее общие определения цифровой трансформации, однако, когда речь заходит о конкретной отрасли, спектр трансформирующих технологий и организационных мер уточняется, так как проявляется отраслевая специфика. Для телекома в первые ряды попадут такие технологии, как SDN/NFV[6] или BigVideo. Для операторов связи цифровая трансформация -- это выход за рамки традиционных для телеком-отрасли бизнес-сценариев с фокусом как на B2C-, так и на B2B-сегмент, возможность обеспечить массовый доступ к различного рода развлекательным и финансовым сервисам. Для домашних пользователей операторы стремятся предложить широкополосный доступ в интернет (ШПД) с фокусом на доставку тяжелого видеоконтента и сервисы умного дома, а корпоративным пользователям адресуют возможность доставлять различные облачные услуги, в том числе ориентированные на задачи определенных вертикальных рынков (отраслей).
Важным направлением трансформации для телеком-операторов является также перестройка архитектуры сетей с помощью технологий SDN/NFV, переход от специализированной аппаратной реализации сетевых функций на их программную реализацию в стандартном серверном оборудовании.
Важными, с точки зрения цифровой трансформации, для телеком-операторов являются технологии "интернета вещей" (IoT), которые, по сути, изменяют само понятие "пользователь" по мере того, как в эту категорию все в большей степени попадают подключенные устройства.
Для финансовых рынков более актуальны интернет-банкинг и блокчейн, для ритейла -- электронная торговля, для производственных предприятий -- промышленный интернет вещей (IIoT[7]) и 3D-печать, для транспорта и логистики -- беспилотники, и так далее.
Таким образом, наряду с общими технологическими трендами, в каждой отрасли есть свой набор технологий, которые попадают в центр внимания при попытке определить сущности такого явления как цифровая трансформация.

Снимок экрана 2018-11-21 в 16.33.47

 

 

 

Снимок экрана 2018-11-21 в 16.34.23

 

 

 


Снимок экрана 2018-11-21 в 16.34.02

 

 

 

Снимок экрана 2018-11-21 в 16.34.36

Темы:Цифровая экономика
Комментарии

More...