Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

Интернет вещей в российских реалиях

Владимир Леонов, 07/08/2018

Более 10 лет все основные игроки рынка говорят о тенденции развития телеком-индустрии с разных точек зрения. 

С одной стороны, провайдеры и вендоры прогнозируют снижение трафика Multicast и полном отмирании традиционного ТВ-вещания, аналогового, цифрового, любого, с переходом всего трафика в интерактивное телевидение, например Google. Появление 4к-, 8к-вещания, 360 град. камеры будут показывать видеотрансляцию с футбольных матчей с любых точек поля. Все будет более качественно, более персонифицировано, более интерактивно, а значит потребители захотят за это платить. Это самое главное - дать потребителю то, что он захочет оплачивать.

С другой стороны, все говорят, что трафик M2M будет драматически расти и каждый холодильник будет знать срок годности колбасы, и когда нужно будет заказать молоко, сам сделает заказ в магазине, проанализирует ваши пристрастия по маркам и закажет именно тот сорт сливок, который вы любите. А на матче Франция - Бельгия поймет, что вы болеете за "красных дьяволов" и закажет бельгийского пива, вам останется только громко и вкусно болеть.

Эта красивая картина так завораживает производителей, что сейчас все делают только умное: умный дом, умный свет, умный пылесос, умный чайник, умная зубная щетка… Все кругом умное. В каждом кофейнике есть ZigBee-чип, который может что-то передавать куда-то и которым можно через телефон управлять. Это же прекрасно. Только зачем?

Операторы волнуются, что они останутся вне этого нового, грандиозно растущего рынка и делают свои умные пакеты домов, датчиков движения и прочее.

Так как технология чрезвычайно доступна и открыта, многие активные граждане в нашей стране кооперативно собирают свои умные термометры, датчики протечек воды, системы сбора данных со счетчиков воды и пр. Есть огромное количество подобных решений. Есть всё, кроме одного кто за эту всю красоту готов платить?

1. Потребитель. Простота использования и низкая стоимость устройств позволяет потребителю самому сделать себе все умное. Умный свет - пожалуйста, пылесос с выходом в Интернет - пожалуйста. Потребитель с удовольствием себе покупает что-то умное, настраивает на смартфоне приложение, играется два раза и навсегда забывает, так как это на самом деле не нужно.

2. Оператор. Развивать специально новую специфическую сеть для IoT-платформ, NB-IoT, LPWAN и прочее, можно, но так как никто за это платить пока не хочет, в этом нет окупаемости. Пока все используют то, что есть, - обычные сети сотовой связи или домашний Wi-Fi.

3 Платформа сбора данных. Так как данных много, то нужно где-то это все собирать, хранить и раздавать. Это платформа сбора данных. Сейчас в России их уже несколько есть и строятся новые. Это точно перспективная тема.

4. Услуга. Обычно в теории это может быть отдельная система и отдельный провайдер услуги. Это, по сути, то, что знает, какую колбасу вы больше любите, и ее заказывает в магазине для вашего умного холодильника. Пока в зародыше.

В конце хотелось бы описать одно типичное заблуждение отечественных разработчиков решений, с которым приходится постоянно сталкиваться. Это увлеченность радиотехнологией. Создать датчик, который будет работать автономно пять лет,  сегодня несложно. Вопрос - как и кому его продать за несколько сотен или тысяч рублей. Многие безуспешно мечутся между эксплуатирующей компанией и конечным потребителем с датчиками воды. И самое главное - сам по себе датчик не создает нового качества, за него не будут платить.

Гораздо более перспективным со всех точек зрения является создание разных облачных экспертных услуг, которые позволяют получить новое качество от IoT-технологий. Например, специализированные облачные сервисы для агропромышленного комплекса, для медицины и пр. Это дает новое качество.

И еще хочу отметить, что мы давно уже живем в Интернете вещей. Я пользуюсь умной машиной, я могу включить зажигание, могу посмотреть, сколько осталось топлива в баке, хоть с другого континента, и реализовано это совсем примитивно, без использования новых технологий и протоколов. Обычная SIM-карта, и заплатил я за два года активного использования 341 рубль сотовому оператору. Мне это очень нравится, не уверен насчет оператора.

Темы:Интернет вещей
Комментарии

More...