Новости | TSSonline

В России официально начинается создание государственного мессенджера

Written by Komolov Rostislav | 25.06.25 11:24

Согласно подписанному закону, новый сервис будет предназначен для взаимодействия граждан с государственными, муниципальными и образовательными учреждениями, а также с другими официальными организациями. Платформа должна будет позволять не только обмениваться сообщениями, но и подписывать документы с помощью электронной подписи, подтверждать личность, возраст или право на получение льгот, пишет Securitylab.

Для работы нового мессенджера предусмотрены жёсткие требования. Управлять им должна российская организация, владеющая отечественным программным обеспечением, включённым в реестр российского ПО. Кроме того, её цифровой сервис должен иметь ежедневную аудиторию не менее 500 тысяч пользователей из России. По информации, обсуждаемой на рынке, наиболее вероятным кандидатом на эту роль является мессенджер Max от VK.

Платформа будет встроена в уже существующую систему определния и подтверждения, а также подключена к федеральным и региональным информационным системам. Если пользователь даст согласие, сервис сможет использовать сведения из государственных баз данных для предоставления различных услуг. Также через него можно бу

дет предъявлять цифровые документы, удостоверяющие личность, подписывать соглашения или подтверждать наличие определённых прав.

Важно, что документы, отправленные через этот мессенджер, будут юридически приравнены к бумажным. Однако в ряде случаев всё же потребуется предъявление оригиналов, особенно если речь идёт о вопросах национальной безопасности или процедурах, связанных с выборами.

Закон вступает в силу с сегодняшнего дня. Особые положения, касающиеся защиты персональных данных и прав потребителей, начнут действовать с 1 сентября 2025 года. На эту же дату намечена обязательная предустановка госмессенджера на устройства россиян.

Такое нововведение призвано повысить удобство и безопасность цифрового взаимодействия граждан с государственными структурами. При этом часть экспертов и правозащитных организаций уже выражают опасения относительно неприкосновенности и независимости подобного решения.