В России в обозримой перспективе могут поменяться правила возврата товаров на маркетплейсах в сторону их ужесточения. Как пишут «Ведомости», российские власти уже рассматривают возможность ограничения этого процесса, заботясь о продавцах, реализующих товар через интернет-площадки – Ozon, Wildberries и пр.
Речь о защите продавцов от возврата им товаров после однократного использования. О потенциальных изменениях заявил лично министр экономического развития России Максим Решетников.
23 сентября 2025 г. в рамках заседания комитета Совета Федерации по экономической политике Решетников выступил с предложением по внедрению на маркетплейсов так называемых «невозвратных тарифов». Это означает, что купленный по такому тарифу товар нельзя будет вернуть продавцу.
Новую меру Решетников предложил распространить на некоторые категории товаров, но на какие именно – не уточнил. Комитет Совфеда по экономической политике планирует составить их перечень «в ближайшее время» и направить его в Минпромторг, пишут «Ведомости».
Двое из трех крупнейших маркетплейсов страны высказались в поддержку обсуждения с властями вопроса регулирования возврата и введения невозвратных тарифов на ряд товаров. Об этом изданию заявили представители Wildberies и Ozon.
В Wildberies подчеркнули, что закреплять новые меры в законе не нужно, чтобы сохранить их гибкость. «Соблюдение баланса между правами покупателя на возврат и интересами продавца является приоритетом», – отметили представители Wildberries.
«На розничном рынке уже есть примеры невозвратных категорий, мы готовы обсуждать такие механики в онлайне для защиты от мошенничества», – сказали изданию представители Ozon.
В Wildberries заявили о сравнительно небольшой доле возвратов на платформе. В Ozon подчеркнули, что число возвратов растет в праздничные дни. В то же время у «Яндекс Маркета» совсем иная статистика – как пишут «Ведомости», этот маркетплейс не фиксирует роста количества возвратов в период праздников.
В компании уверены, что покупатели возвращают товары в первую очередь из-за «расхождения ожиданий и реальности», к которым в «Яндекс Маркете» отнесли, в том числе, несоответствие цвета товара в реальности и на его карточке в каталоге интернет-магазина.