Новости | TSSonline

На оценку состояния недостроенного адронного коллайдера под Москвой потратят 176 млн рублей

Written by Komolov Rostislav | 03.12.25 12:50

Как стало известно CNews, «Курчатовский» институт собирается потратить 176 млн руб. из госбюджета на выполнение работ по обследованию технического состояния объекта незавершенного строительства «Ускорительно-накопительный комплекс протонов (УНК) на энергию 600 ГэВ».

ФГБУ «Институт физики высоких энергий имени А.А.Логунова (ИФВЭ) НИЦ «Курчатовский институт» разместил соответствующую закупку.

Адронный коллайдер нужен для того, чтобы ускорять частицы до очень высоких скоростей и сталкивать их. Это позволяет ученым изучать, из чего состоит Вселенная, и проверять теоретические модели, воспроизводя условия ранней Вселенной. В результате столкновений рождаются новые, доселе неизвестные частицы, которые фиксируются детекторами. 4 июля 2012 г. в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН), где работает Большой адронный коллайдер, объявили об открытии бозона Хиггса. Это была последняя до тех пор не обнаруженная элементарная частица из предсказанных теоретически.

 

Цель работ на заброшенном советском коллайдере, который глава НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук сравнил с Большим адронным коллайдером, — «определение возможности продолжения строительства», следует из технической документации. В рамках работ должна быть дана оценка техническому состоянию строительных конструкций сооружений, планируется фиксация дефектов и повреждений. Работы будут выполнены в Протвино (Московская область) по адресу пл. Науки, 1. Они пройдут в два этапа на наземных и подземных сооружениях, срок окончания — до 30 ноября 2026 г.

Адронный коллайдер признан опасным производственным объектом II класса. Подрядчику предстоит обследовать 56 его частей. Необходимо изучить документанцию, провести визуальное исследование, обмерить, выполнить геодезическо-маркшейдерские и многие другие работы, в том числе с привлечением альпинистов.

Планируется как обследование надземной части, так и техническое обследование подземных сооружений, кабельного коллектора. Специалистам придется спуститься в кольцевой канал длинной 21 км, каналы инжекции протонов, аварийного сброса пучка, экспериментальный комплекс «Нептун», и исследовать многие другие объекты.

В материалах также указано, что проектная документация советского адронного колайдера, созданная в 1983 г., сохранилась только на бумажном носителе в единственном экземпляре и не может быть представлена в электронном виде. Для ознакомления с ней необходимо явиться в архив.

Также уточняется, что последний раз сооружение исследовали в 2013 г. Несмотря на то, что проект был остановлен еще в 90-е, строительные работы на нем прекратились только в 2013 г. При этом консервация объекта не выполнялась.

В 1980 г. в СССР было принято решение о соороужении ускорительно-накопительного комплекса (УНК). Темп работ значительно вырос после выхода в 1987 г. постановления правительства об укреплении материально-технической базы исследований по физике высоких энергий. Это постановление легло в основу принятой в 1990 г. государственной научно-технической программы «Физика высоких энергий». В проекте УНК представлял собой двухступенчатый протонный ускоритель, размещенный в кольцевом подземном тоннеле длиной около 21 км. Первая ступень (УНК-1) — ускоритель на энергию 600 ГэВ на основе классических (железных) магнитов. При этом старый ускоритель служил бы первой разгонной ступенью для сверхмощного коллайдера. Вторая ступень (УНК-2) включала в себя ускоритель на энергию 3000 ГэВ на основе сверхпроводящих магнитов с полем 5 Тл и экспериментальную базу на выведенных и внутреннем пучках. Проект второй ступени выпущен в 1990 г. Он должен был стать самым мощным в мире, обеспечивая «организацию встреч протонных пучков с энергиями 0,4Х3 ТэВ», говорится на сайте ИФВЭ.

Тяжелая экономическая ситуация в России привела к резкому уменьшению объема финансирования программы УНК. В 1993 г. Комитет научной политики по государственной научно-технической программе «Физика высоких энергий» принял решение сосредоточить усилия на сооружении первой ступени УНК. Он был скорректирован. Первоначально она была спроектирована как бустер сверхпроводящего ускорителя, выполнена как самостоятельный ускоритель на энергию 600 ГэВ (У-600) с возможностью вывода пучка в экспериментальную зону.

По словам Михаила Ковальчука, второе дыхание проекту дали санкции. До их введения российские физики получили хороший опыт, работая над международным проектом ЦЕРН. Но в конце 2024 г. их отстранили от объекта на фоне санкций, что заставило задуматься о технологическом суверенитете.

«У нас была готовая научная программа, идеи, наработки — больше, чем в другой части мира. И со всем этим багажом пришли в ЦЕРН. Участвуя в этих проектах, создавая и развивая их мы не только сохранили наш научный потенциал, прошли сквозь сложный для нас период, но и обогатились интеллектуально и технологически. И сегодня мы самодостаточны. Если бы нынешнего режима санкций не было, их надо было бы ввести хотя бы на время – санкции заставляют нас восстанавливать наш технологический суверенитет», — заявлял Ковальчук в феврале 2025 г.