Высокий спрос на портативные ПК, по мнению аналитиков, стал следствием продолжающейся всемирной тенденции по переводу сотрудников в режим удаленной и гибридной работы, а также растущая популярность дистанционного электронного обучения, передают в CNews. Как отмечают в Strategy Analytics, в сегменте коммерческих ноутбуков основными движущими факторами растущего спроса, помимо «удаленки», также стал начавшийся цикл корпоративного обновления портативных систем, в то время как в потребительском сегменте росту способствовал активный спрос на мобильные ПК для дистанционное обучения и игровые системы.
Рост продаж ноутбуков наблюдается на фоне очевидного дефицита компонентов в цепочке поставок производителей, что на практике означает, что в 2021 г. все еще существует отложенный спрос, а значит, потребление портативных ПК вряд ли пойдет на спад в ближайшее время.
Компания Lenovo, занимавшая лидирующие позиции на рынке портативных систем год назад, сумела удержать за собой первое место и по результатам первого квартала 2021 г., обеспечив продажи в объеме 16,3 млн устройств, что на 84% больше чем годом ранее.
Занимающая вторую строчку компания HP Inc. показала еще большую динамику – 91% прирост продаж год к году, и закончила первый квартал 2021 г. с продажами в объеме 15,4 млн устройств. На третьем месте по-прежнему Dell с продажами 10,0 млн портативных систем и самым незначительным среди пятерки приростом – всего 37% год к году.
Компания | I кв. 2021, млн штук | I кв. 2021, % рынка | I кв. 2020, млн штук | I кв. 2020, % рынка | Квартальный прирост, год к году |
---|---|---|---|---|---|
Lenovo | 16,3 | 23,9% | 8,9 | 23,5% | 84% |
HP | 15,4 | 22,6% | 8,1 | 21,3% | 91% |
Dell | 10 | 14,6% | 7,3 | 19,2% | 37% |
Apple | 5,7 | 8,4% | 2,9 | 7,8% | 94% |
Acer | 4,9 | 7,2% | 2,5 | 6,7% | 94% |
Остальные | 15,8 | 23,2% | 8,1 | 21,4% | 96% |
Всего | 68,2 | 100,0% | 37,8 | 100,0% | 81% |
Четвертую и пятую строчку в лидерской пятерке заняли Apple и Acer с объемами продаж 5,7 млн и 4,9 млн систем соответственно, обе они показали сравнимую динамику роста – на 94% год к году.
Несмотря на поступательный рост продаж портативных ПК во всех сегментах, некоторые из них показали гораздо более высокую динамику в связи со спецификой сложившегося спроса.
Операционная система | I кв. 2021, млн штук | I кв. 2021, % рынка | I кв. 2020, млн штук | I кв. 2020, % рынка | Квартальный прирост, год к году |
---|---|---|---|---|---|
Windows | 49,8 | 73,0% | 30,1 | 79,6% | 66% |
Chrome | 12,1 | 17,7% | 4,4 | 11,7% | 174% |
MacOS | 5,7 | 8,4% | 2,9 | 7,8% | 94% |
Другие | 0,6 | 0,9% | 0,4 | 0,9% | 69% |
Всего | 68,2 | 100,0% | 37,8 | 100,0% | 81% |
«Хромбуки продолжают доминировать в секторе образования, поскольку спрос со стороны сектора начального образования все еще высок на развитых рынках, – отметил Чираг Упадхьяй (Chirag Upadhyay), отраслевой аналитик Strategy Analytics. – Рынок малого и среднего бизнеса также хорошо реагирует на ценовую конкурентоспособность и управляемость экосистемы Chrome, обеспечивая этой операционной системе все большую долю поставок в этом сегменте и давая поставщикам решающую возможность постепенно повышать цены и добавлять функции для коммерческого сектора, малого и среднего бизнеса».
По итогам первого квартала 2021 г. поставки хромбуков выросли на 174% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 12,1 млн устройств. Достаточно высокий прирост – на 94% год к году, также показал сегмент портативных ПК под управлением Apple MacOS, который по итогам первого квартала 2021 г. вырос до 5,7 млн систем.
Рынок Windows-ноутбуков по итогам квартала показал рост на 66% год к году до 49,8 млн устройств, однако более динамичные продажи систем в других сегментах привели к сокращению этого сегмента в относительных показателях – с 79,6% доли мирового рынка ноутбуков в первом квартале 2020 г. до 73,0% по итогам первого квартала 2021 г.
В сумме по итогам квартала рынок ПК (настольные ПК, ноутбуки и рабочие станции, без учета планшетов и серверов) вырос сразу на 44,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., и составил 23,9 млн систем. Максимальный рост продаж наблюдался в сегменте пользовательских систем – на 65,7% год к году, в то время как потребление в корпоративном сегменте увеличилось на 30,1% год к году.
В IDC полагают, что основной причиной роста потребления персональных систем на протяжении уже нескольких кварталов является спрос на системы для удаленной работы и образования в условиях воздействие пандемии COVID-19.