Под телефонным мошенничеством подразумевается трафик, при котором абонента вызывают через подменный номер, получив несанкционированный доступ к операторскому оборудованию или с использованием специальных технических средств или программного обеспечения. Под телефонным спамом подразумеваются вызовы или сообщения с целью распространения рекламы без согласия абонента.
Законопроект планируется обсудить 16 ноября на совещании межведомственной рабочей группы с участием Минцифры, МВД, ФСБ, Роскомнадзора, Центробанка (ЦБ), крупных банков и операторов связи.
Абонент сможет пожаловаться на конкретный номер оператору, который передаст заявление в специальную систему проверки. Порядок работы системы будет определять правительство, и в случае подтверждения факта мошенничества или спама оператор будет обязан заблокировать номер.
За третий квартал 2020 года Банк России предоставил операторам информацию о 9,6 тыс. номеров, с которых могли совершаться мошеннические действия, из них операторы заблокировали 66 номеров. Во втором квартале 2020 года было выявлено около 29 тыс. банковских операций, совершенных без согласия пользователей, причем 87% из них — с использованием мобильного телефона.