Минюст раскритиковал законопроект Минцифры, согласно которому использование искусственного интеллекта (ИИ) в мошенничестве будет считаться отягчающим обстоятельством при определении меры наказания. Заместитель министра юстиции Вадим Федоров направил в ведомство заключение, в котором указывается, что предлагаемое определение ИИ может привести к неоднозначной интерпретации и формированию противоречивой правоприменительной практики. Об этом сообщают «Ведомости».
Представитель Минюста подтвердил, что документ прошел правовую и антикоррупционную экспертизы. В Минцифры отметили, что законопроект доработан с учетом замечаний заинтересованных ведомств, однако подробности внесенных изменений не раскрыли.
Несмотря на критику, проект был утвержден правительственной комиссией по законопроектной деятельности 12 января 2026 года, рассказал изданию собеседник, близкий к правкомиссии, и источник в Белом доме. Ожидается, что до конца недели документ внесут в Госдуму для рассмотрения. Законопроект предусматривает уголовную ответственность за преступления с использованием ИИ в ряде статей УК, включая кражу, мошенничество, вымогательство и неправомерный доступ к информационным системам.
Согласно документу, штрафы за преступления с применением ИИ могут достигать 2 млн руб., а срок лишения свободы — до 15 лет. В пояснительной записке указывается, что только в 2024 году было зарегистрировано более 485 тыс. краж и мошенничеств, а ущерб по «дистанционным хищениям» превысил 197 млрд руб.
Минюст предупреждает, что признание использования ИИ квалифицирующим признаком потребует проведения экспертиз в каждом деле, что увеличит нагрузку на экспертов, затраты и сроки рассмотрения уголовных дел. Также проектируемые статьи создают пересечение и конкуренцию между различными нормами УК.
Эксперты отмечают, что определение ИИ в законопроекте слишком общее. Оно может включать почти любое программное обеспечение, используемое преступником, и требовать постоянного обращения к техническим специалистам. Это повышает риск противоречивой практики и осложняет применение закона, считают юристы и специалисты по расследованию киберпреступлений.