После двух лет активного расширения, когда российский рынок colocation прирастал на 10 тыс. стоек и более, наступил спад, и рынок вернулся к уровню роста, который демонстрировал в предыдущие годы. 2024 год закончился несколько менее активно, чем компания iKS-Consulting прогнозировала в середине 2024 г., было введено 10,9 тыс. новых стойко-мест, вместо 12 тыс. запланированных ранее. В 2025 г. большинство запусков строящихся и проектируемых ЦОДов отнесено на более длительный срок — на 2026-2027 гг. Об этом пишет ITBestsellers.
Практически на середину 2025 г. заметные расширения (от 200 стойко-мест) провели только три российских ЦОДа, ввод еще одного ожидается до конца 2025 г., однако пока оператор планирует использовать его под расширение облачных услуг. В итоге на конец 2024 г. в России под услуги colocation было введено 81,2 тыс. стойко-мест. В 2025 г. аналитики ожидают увеличение на 4,6 тыс. мест до уровня 85,8 тыс. стойко-мест.
Почему происходит описанное выше замедление на фоне нарастающего дефицита стойко-мест в Москве и Санкт-Петербурге, особенно для больших проектов?
Участники рынка связывают перенос сроков ввода новых мощностей главным образом с недостатком финансирования. Цикл возврата инвестиций в проектах, связанных со строительством ЦОДов, составляет до 10 лет, при этом требуются довольно большие объемы денег для строительства и закупки оборудования инженерных систем ЦОДов. Однако после февраля 2022 г. поток иностранных инвестиций в Россию значительно сократился, и инициаторам строительства приходится опираться только на ресурсы внутри страны. При этом с III квартала 2023 г. ключевая ставка Центробанка РФ начала снова резко расти, что автоматически приводит к соответствующему росту ставки по кредитам в коммерческих банках. С лета 2025 г. происходит ее постепенное снижение, однако 17%, до которых она упала в сентябре 2025 г., также довольно высокий показатель.
Финансовые проблемы происходят на фоне значительно подорожавшего оборудования — как из-за глобальных проблем, связанных с пандемией, так и из-за санкций, наложенных на Россию с весны 2022 г., которые заставили изменить траектории логистики и поставщиков оборудования. В целом проблемы с поставками оборудования были решены участниками рынка — налажены каналы продаж от новых вендоров, частично осуществляется переход на российских поставщиков, частично налажены поставки по параллельному импорту. Такой переход потребовал изменения части проектов и привел к увеличению сроков ожидания поставок оборудования. Новые проекты ЦОДов в России уже учитывают особенности поставок, закладываются наиболее универсальные решения без привязки к определенным вендорам. Однако усиление санкционного давления на Россию, в частности, сокращение группы банков, которые могут осуществлять платежи из России, увеличило проблемы, связанные с оплатой зарубежных поставок оборудования, и, тем самым, снова увеличило его стоимость и сроки поставки.
Спрос на новые стойко-места остается высоким. Особенно он заметен со стороны крупных клиентов, которые нуждаются в аренде больших площадок, порой это выделенные операторские залы на несколько сотен стойко-мест. Аналитики ожидали, что в результате массового ввода в Московском регионе в 2023-24 гг. на ближайшие годы будет ликвидирован дефицит стойко-мест, который наблюдался в течение нескольких предыдущих лет. Однако спрос на новые стойко-места устойчиво сохраняется и опережает предложение. Многие крупные покупатели заказывают стойко-места уже на стадии строительства и бронируют часть стойко-мест на 1-2 года вперед с планами расширения.
В течение 5 лет продолжается рост концентрации рынка. Доля лидеров рынка резко увеличилась в 2020 г. после слияния двух крупнейших российских операторов коммерческих дата-центров — «РТК-ЦОД» и DataLine — в конце 2019 г. В последующие годы доля лидеров рынка на рынке ЦОДов продолжает неуклонно увеличиваться. Ожидается, что к концу 2025 г. она достигнет 64,3%. Усиленной концентрации рынка способствует более динамичный рост крупных дата-центров относительно общего рынка ЦОДов.
Основные тренды развития рынка ЦОДов:
В июле 2025 г. были приняты сразу во втором и третьем чтениях долгожданные поправки в Закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ. В эти поправки заложено определение ЦОДа: совокупность зданий, частей зданий или помещений, объединенных единым назначением, включающих комплекс систем инженерно-технического обеспечения, спроектированных и используемых для размещения оборудования, обеспечивающего обработку и (или) хранение данных.
Предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти в области связи ведет реестр ЦОДов, расположенных на территории РФ. Таким ФОИВ является Минцифры. В центрах обработки данных, расположенных на территории РФ и включенных в реестр, не допускаются размещение майнинговой инфраструктуры, осуществление майнинга цифровой валюты и организация деятельности майнинг-пула.
Включение в реестр ЦОДов является добровольным, ЦОДам нужно будет пройти классификацию, параметры которой пока уточняются.
Правила формирования и ведения реестра ЦОДов, расположенных на территории РФ
В конце сентября 2025 г. на сайте размещен для обсуждения проект «Правил формирования и ведения реестра центров обработки данных, расположенных на территории Российской Федерации».
Создание реестра должно положительно сказаться на развитии отрасли в целом, и эта инициатива вызывает заинтересованность и поддержку участников рынка. Реестр ЦОДов в случае его реализации добавит прозрачность рынку, позволит отслеживать реализуемые проекты и заранее планировать развитие инфраструктуры электроснабжения и связи с учетом ввода новых мощностей ЦОДов.
Категоризация ЦОДов позволит в дальнейшем переложить ответственность за выбор инфраструктуры соответствующего уровня надежности на органы классификации операторов дата-центров. Это касается, как требований к надежности ЦОДов в целом, так и соответствие требованиям защищенности КИИ, ГИСов, персональных данных и т. п. Любое увеличение прозрачности отрасли и упорядочивание правил игры положительно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли, которая сейчас крайне важна.
На сегодня наиболее актуальной мерой поддержки развития отрасли является финансовая поддержка инвестиционных проектов в части субсидирования кредитов, что поддержит и простимулирует инвестиционную активность на рынке строительства.