Чаще всего RFID сравнивают со штрихкодированием, хотя такие сопоставления некорректны – RFID и штрихкодирование не являются аналогами. Штрихкодирование может помочь в управлении складом, при учете заказов и товарно-материальных ценностей, но этого недостаточно для создания современного производства и существенного повышения производительности. RFID дает гораздо больше возможностей. Математика инвестиций и окупаемости проектов с использованием RFID должна учитывать не только цены на идентификаторы, но и будущие результаты применения технологии: объемы сокращенных издержек, минимизацию человеческих ошибок, повышение скорости проведения рабочих операций.
Ратификация стандарта EPC GEN 2 (UHF-диапазон) прошла в 2004 году, с середины двухтысячных технология идентификации стала общеупотребимой во всем мире. За это время RFID претерпела несколько этапов эволюции, прежде чем стать технологией того уровня, которой является сейчас. Кто-то столкнулся с горе-интеграторами, кто-то использовал решение из коробки, которое не сработало в имеющемся ИТ-ландшафте, отсюда возник этот миф. Внедрение RFID нужно доверять экспертам, которые смогут правильно провести аудит, соотнести имеющуюся инфраструктуру с будущим решением, описать задачу и предложить оптимальные для конкретного заказчика оборудование и софт.
Мы часто слышим вопрос: “можно ли совместить технологии и использовать гибридную модель? Сначала внедрить штрихкодирование, а после перейти на RFID”. Ответ: “Нет, такой подход не работает”. Логика в применении штрихкодирования и RFID совершенно разная. В случае с RFID считывание информации происходит автоматически, а использование штрихкодирования невозможно без участия человека. Терминалы сбора данных (ТСД) тоже используются совершенно разные.
Существует такое заблуждение: если в компании уже есть система, то она подойдет для любых задач по идентификации, ставить метки и подключать к решению оборудование можно самостоятельно. На сегодняшней день в мире действует более 50 RFID-стандартов и свыше 5000 патентов, каждую задачу нужно рассматривать индивидуально, подбирать и адаптировать технологию под себя. В таких проектах не обойтись без помощи экспертов.
На стоимость метки влияют ее характеристики. Вопрос не в том, сколько стоит метка, а в том что мы хотим от нее получить, по каким сценариям использовать. Например, метки, устойчивые к воздействиям высоких температур, влажности, кислот или щелочей всегда будут дороже более простых меток, не предназначенных для использования в агрессивной среде. На себестоимость также влияют дальность считывания, типы памяти, виды источников питания и другие характеристики.
Разговоры о снижении цен на оборудование RFID идут уже много лет, но в большинстве случаев, на стоимость влияет волатильность рубля, метки имеют цены либо в долларах, либо в евро. Производители выпускают все более совершенные решения с большим объемом памяти и лучшими характеристиками – этот факт также не дает технологии упасть в цене.
Практика показывает, что готовые решения – не панацея. Купить коробочный продукт недостаточно, нужно суметь его эффективно применить. Важно учитывать цель перехода на технологии идентификации, условия использования меток, возможности и функциональность уже имеющихся оборудования и ПО.
В контексте автоматизации логистики и учета RFIDчасто рассматривают единственно необходимым условием автоматизации “хаоса”, хотя технология лишь часть решения проблем. Сначала нужно использовать стандартные методы организации бизнес-процессов, после чего поднимать производительность передовыми, инновационными способами.
На волне не утихающих разговоров об Индустрии 4.0 и Интернете вещей стали появляться прогнозы, что RFIDустареет, а ей на смену придет более продвинутая инновация. За все время существования идентификации появлялось множество стандартов, но тот, который сейчас наиболее востребован (см. рис 1), существует уже 12 лет. Со временем этот стандарт только совершенствовался. По большому счету, искать чего-то более нового не приходится.
Все решения, которые ввозится в Россию получает сертификацию РОСТЕСТ и соответствуют российским нормам. Так, оборудование, созданное для Японии или Америки, не может быть ввезено в Россию, поскольку в этих странах используются другие допуски и диапазоны. Пассивные метки не имеют излучения, а воздействие от активных равносильно излучению от смартфонов.
Мониторинг и диспетчеризация активов, контроль и умное хранение – важные условия конкурентоспособности бизнеса. Решить эти задачи можно с помощью RFID.