Ресурсоемкие сферы информатизации
Основными направлениями госинформатизации, нуждающимися сегодня в деньгах в первую очередь, в Минкомсвязи считают развитие инфраструктуры, создание умных городов и достижение технологической независимости России в сфере ИТ. Об этом рассказал директор департамента развития электронного правительства в Минкомсвязи Владимир Авербах.
Эти три ресурсоемких направления Авербах назвал основными. "А дальше идут разделы, связанные с подготовкой кадров, исследованиями и разработками, со здравоохранением и т. д.", — добавил он.
Умные города как элемент цифровой экономики
Тематике умных городов, с точки зрения чиновника, не помешало бы дофинансирование в связи с "размахом мероприятий, который есть по всему городскому хозяйству" в стране. "В программе "Цифровая экономика" разделу "Умный город" уделено достаточно существенное место", — сообщил Авербах, по всей видимости имея в виду программу, которая была подготовлена Правительством по поручению Президента России Владимира Путина, данное им по итогам его послания Федеральному Собранию в декабре 2016 г., и которая будет рассмотрена на ближайшем заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
В соответствии с имеющимся в распоряжении CNews текстом проекта программы, к 2025 г. в России планируется создать (преобразить уже существующие "обычные") 50 таких городов, "в которых можно внедрять комплекс технических решений и организационных мероприятий, направленных на достижение максимально возможного качества управления ресурсами и предоставления услуг, в целях создания благоприятных условий проживания и пребывания, деловой активности нынешнего и будущего поколений".
Предполагается, что умные города будут застроены технопарками, в них повсеместно станет доступен Wi-Fi, жильцы с помощью электронных сервисов будут участвовать в принятии решений городскими властями, дома станут строиться с помощью цифровых технологий, а по улицам начнут ездить беспилотники.
Что включает и сколько стоит инфраструктура
По словам Авербаха, упомянутая им нуждающаяся в дополнительном финансировании инфраструктура касается создания ЦОДов и развития связи (фиксированной, мобильной, нового поколения), а также адаптации связи к новым технологическим стандартам, что имеет отношение, например, к формированию интернета вещей. "Где тут должно быть участие государства, а где бизнеса — вопрос очень интересный, его можно обсуждать", — заявил Авербах.
Отметим, что развитию инфраструктуры также посвящен отдельный раздел "Цифровой экономики". Проект программы предполагает строительство сетей 5G, допуск ЦОД на оптовый рынок электроэнергии, снятие ограничений на пространственные данные и повышении качества навигационных сетей. К 2025 г. практически все население, школы и больницы будут обеспечены интернетом на скорости 100 Мбит/с, чиновники — на скорости 1 Гбит/с.
В рамках действующей госпрограммы "Информационное общество" существует подпрограмма "Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе". Она включает разделы, связанные с обеспечением доступности услуг электросвязи, развитием федеральной почтовой связи, расширением использования радиочастотного спектра в гражданских целях, управлением развитием информационно-коммуникационной инфраструктуры информационного общества, развитием связи и ИТ для подготовки и проведения в России спортивных мероприятий.
В 2016 г. при общем бюджете "Информационного общества" в 122,8 млрд руб. на инфраструктуру пришлось 15,04 млрд руб. В 2017 г. при снижении бюджета госпрограммы до 113,8 млрд руб., выделенные на инфраструктуру расходы выросли до 19,13 млрд руб. В планах на 2018 г. расходы бюджета прописаны на уровне 106,08 и 20,93 млрд руб. соответственно.
Результат недофинансирования по одному из направлений
Напомним, что достижение технологической независимости России в сфере ИТ недавно было исключено из перечня ожидаемых результатов госпрограммы "Информационное общество" как его отдельный пункт. Об этом стало известно в декабре 2016 г. из текста подготовленного Минкомсвязи проекта постановления Правительства, корректирующего эту программу.
В пояснительной записке к проекту постановления его авторы заявляли, что показатель исключен из госпрограммы "в связи с отсутствием объемов финансирования, необходимых для его достижения".
Пункт о технезависимости страны присутствовал в госпрограмме с момента ее утверждения в ноябре 2010 г.