Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Техническое обозрение" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Абонентские терминалы IP-телефонии

А.В. Филиппов
Начальник отдела технического департамента ЗАО "Корпорация "ЮНИ"

Повсеместное внедрение IP-телефонии на рынке корпоративной связи очень часто ставит перед потребителем вопрос выбора оконечных устройств. Основной параметр выбора - соответствие функциональных характеристик абонентских IP-терминалов выполняемым задачам при минимальной стоимости решения.

Требования к оконечному оборудованию IP-телефонии меняются в зависимости от сферы его применения: от традиционного рабочего места в офисе до удаленного рабочего места оператора контакт-центра. Безусловно, рядовому сотруднику не требуется сетевых функций оператора контакт-центра, что дает возможность уменьшить расходы на оборудование сегодня, а наличие программных средств для дальнейшего развития абонентского терминала позволит экономить в будущем, просто устанавливая новое приложение или модифицируя существующее.

На сегодняшний день очень распространено использование компьютера и IP-телефона в приложениях коллективной работы, что позволяет реализовать достаточно широкий круг возможностей: от интеграции мультимедийных услуг на рабочем месте до совместного использования ресурсов. При использовании клиентских программных средств существует возможность превратить работу с телефонными приложениями в очень простую, удобную и легко модифицируемую систему, изменяемую в зависимости от требований тех или иных задач.

В данный обзор не включены программные IP-терминалы (softphone), которые сами по себе составляют отдельный класс решений по предоставлению абонентам услуг доступа к голосовой связи. Рассмотрим основные параметры аппаратных абонентских IP-терминалов.

Тип подключений и протоколов VoIP

Этот совокупный параметр сравнения включает в себя две составляющие: физический тип подключения и логические функциональные возможности.

Физическое подключение

Физическое подключение позволяет определить, какой уровень сервиса необходим данному абоненту с точки зрения мобильности. Стационарный абонентский терминал предназначен для сотрудника, не покидающего свое рабочее место, беспроводный - для сотрудника, исполнение бизнес-функций которого связано с перемещением по офисным производственным и складским помещениям.

В настоящее время во многих системах офисной и корпоративной телефонной связи применяются беспроводные подключения DECT-стандарта. В системах на основе IP аналогами DECT-телефонов становятся беспроводные IP-терминалы, работающие в сетях Wi-Fi. Основным параметром и в DECT, и в Wi-Fi является качество связи, которое обеспечивается наличием уверенных зон приема, имеющих примерно одни и те же характеристики, но в IP-телефонии предоставляются еще и более развитые функциональные возможности, приближающиеся по спектру решаемых задач к лидерам рынка GSM/CDMA-коммуникаторов. К сожалению, вопрос цены пока не решен: Wi-Fi-VoIP-терминалы являются достаточно дорогостоящим оборудованием. Компромиссом может служить выбор решений, где применяются базовые станции DECT, подключаемые к УАТС (IP или конвергированной) по IP и фактически работающие в режиме шлюзов.

Логические функциональные возможности

До недавнего времени стандартизированным и самым распространенным типом подключения абонентских терминалов к IP-системам являлся протокол H.323 либо фирменные протоколы производителей оборудования. Тем не менее в последнее время им на смену приходит протокол SIP, обеспечивающий несоизмеримо большую функциональность. Кроме того, SIP позволяет интегрировать дополнительные функции, рассматриваемые в параметре "Дополнительные приложения".

Фирменные протоколы тоже продолжают развиваться и остаются очень распространенными в системах, построенных на принципе "все из одних рук", но не могут применяться в гетерогенных системах, в которых используется оборудование от разных производителей. Попытки использовать протокол MGCP, позволяющий терминалам подключаться к глобально развитым системам с возможностью каскадного присоединения других устройств, пока, на наш взгляд, не столь успешны, и расширение спектра систем на его основе для корпоративного рынка в ближайшие время ожидать не приходится. Тем более, что все сильнее намечается тенденция позиционирования данного протокола для предоставления глобальных услуг операторами связи.

Поддерживаемые протоколы кодирования речи

Для кодирования речи применяются несколько стандартизованных алгоритмов G.711, G.723 (1, A, B), G.729 (A, AB). Наличие или отсутствие того или иного алгоритма может повлиять на возможность совместной работы с оборудованием других производителей либо потребовать дополнительной функциональности от контролирующих устройств - дополнительные порты на конвертирование кодеков (telephone-proxy).

Вопрос преобразования/перекодирования телефонного трафика занимает отдельное место в IP-телефонии. В одних системах он возложен на оконечные устройства, в других -находится на контроле сетевых устройств и по мере необходимости осуществляется его преобразование.

Так или иначе чем больше поддерживаемых протоколов, тем в больших системах сможет работать терминал.

Дополнительные приложения

Дополнительные приложения являются наиболее важным параметром для IP-терминалов, с помощью которых предполагается дать не просто заменитель телефонной трубки, а новый бизнес-инструмент, который наравне с автоматизированным рабочим местом позволит повысить эффективность исполнения текущих задач.

Стандартный набор функций

На данный момент самыми распространенными абонентскими терминалами IP-телефонии по количеству остаются простейшие устройства, обеспечивающие стандартный набор функций:

  • перенаправление вызова другому абоненту в процессе разговора;
  • повторный вызов по последнему набранному номеру;
  • переадресация входящих вызовов;
  • блокировка звука микрофона на аппарате;
  • удержание вызова.

Расширенные возможности

Некоторым расширением стандартных функций являются:

  • прием нескольких одновременных телефонных вызовов на одной линии;
  • прямой вызов голосовой почты;
  • переадресация входящих и исходящих вызовов;
  • громкоговорящая связь;
  • назначение клавиш быстрого ограниченного списка номеров.

Поддержка DHCP, DNS, NAT, PPPoE В некоторых моделях терминалов присутствуют такие важные функции, как поддержка DHCP, DNS, NAT, PPPoE и т.п. Но наиболее интересным параметром является поддержка, загрузка и расширение возможностей дополнительных приложений.

XML-приложения

С развитием сетевых функций и протокола SIP на рынок были выпущены новые IP-терминалы, позволяющие модифицировать и подстраивать не только внешние формы отображения информации на телефоне, но и сам набор функциональных возможностей. В основном такие возможности осуществляются загрузкой дополнительных приложений, и в этом случае важно, какие открытые стандарты поддерживаются тем или иным IP-терминалом. Наиболее распространенным является стандарт выполнения XML-приложений.

Web-интерфейс

При совместной работе компьютера и IP-телефона через один сетевой порт может оказаться полезным иметь возможность управления телефоном посредством Web-интерфейса. Данная возможность позволяет быстро и непринужденно адаптировать терминал в свое рабочее пространство благодаря интуитивно понятному, зачастую даже не требующему локализации интерфейсу. В большинстве случаев Web-интерфейс позволяет менять аудиовизуальные эффекты вызовов, администрировать локальную адресную книгу и т.д.

Работа с адресной книгой Еще одна важная дополнительная функциональная возможность IP-терминалов, добавляющая удобство в работе и сокращающая время поиска нужного контакта, - работа с адресной книгой. В некоторых IP-терминалах она осуществляется только с личной книгой телефона, в других - целиком интегрируется в офисные системы с помощью LDAP, AD. Возможности работы с несколькими адресными книгами и поддержка многоязыковых адресных книг, назначение той или иной функции абоненту из глобальной адресной книги значительно сокращают время на выполнение поставленной задачи. При этом за соответствующими изменениями в адресной книге централизованно следят не исполнители, а администраторы информационных систем. Абоненты, в свою очередь, получают актуальную информацию о предполагаемом месте нахождения и степени занятости оппонента, благодаря соответствующим пиктограммам в полях адресной книги на терминале.

Размеры и тип (цветность) экрана

Оценить потенциальную возможность по объему информации, предоставляемой на экране IP-телефона, позволяют размер и цветность экрана.

Маленький двухстрочный текстовый дисплей вряд ли сможет облегчить работу в контакт-центрах оператору или сильно загруженному секретарю. В то же время большой цветной графический дисплей будет недопустимой роскошью на установленном у обслуживающего персонала телефонном аппарате.

Совместно с применяемыми дополнительными приложениями, корпоративной или личной адресной книгой большой графический дисплей предоставляет руководителю всю необходимую информацию, включая фотографию и краткую информацию о звонящем абоненте.

Программируемые/контекстно зависимые аппаратные кнопки, навигатор

Совместно с параметрами "размеры и тип (цветность) экрана" программируемые/контекстно зависимые аппаратные кнопки и навигатор относятся к области применения IP-терминала. Для многолинейного телефона секретаря или руководителя среднего уровня удобнее применять телефоны либо с большим количеством кнопок прямых вызовов, либо с дополнительными консолями расширения. Это расширение, так же как и применение дополнительных функций адресной книги, сокращает время установления соединения с нужным абонентом. В некоторых IP-терминалах одну и ту же клавишу можно использовать в многослойном режиме при переключении "регистровой" кнопки. Многослойность позволяет расширить набор функций, но не очень удобна в режимах множественных исходящих прямых вызовов.
Наличие навигатора позволяет удобно работать в режимах расширенной функциональности и дополнительных приложениях типа Web-сервисов.

Подключение дополнительного оборудования

Использование одного порта локальной сети
Наиболее оптимальным в комплексном рабочем месте, состоящем из компьютера и телефона, считается использование одного порта локальной сети - это позволяет сэкономить не только на оборудовании локальной вычислительной сети, но и на инфраструктуре СКС. Терминалы IP со встроенными двухпортовыми коммутаторами полностью обеспечивают такую экономию за счет низкой стоимости внутренних портов Ethernet. Но в этом случае необходимо обратить внимание на возможные скорости встроенного коммутатора и подключения к локальной сети. Однопортовые IP-терминалы больше подходят для выносного использования и мест общего пользования.

Bluetooth
В некоторых IP-терминалах есть встроенная поддержка Bluetooth, позволяющая работать с такими внешними устройствами, как беспроводная гарнитура и т.п. При применении данных беспроводных решений эта функция делает рабочее место более комфортабельным и эргономичным для сотрудника.

Встроенный USB-порт

Встроенный USB-порт позволяет подключить к телефону USB-Hub, мышь и клавиатуру или гарнитуру -невидимые и не настолько необходимые на первый взгляд возможности. Но они позволяют очень оперативно вызывать расширенные приложения, быстро обрабатывать входящие вызовы, манипулировать текущим разговором, получать во время разговора дополнительную информацию. В расширенных приложениях типа контакт-центра, использование Web-контента, работа с адресными книгами - применение этих возможностей является очень большим подспорьем.

Выводы

В зависимости от набора описанных выше параметров, технических и ценовых характеристик можно разделить IP-терминалы на три основных категории:

  • бюджетные устройства, предназначенные для массового применения в корпоративных системах, их основное преимущество - цена;
  • терминалы среднего уровня - для менеджеров и интенсивно работающих с телефонными звонками сотрудников;
  • оборудование для руководящего состава компаний.

Литература

  1. Brandstadter J. Get Your Data Network Ready for Voice. Delphi, Inc.
  2. Breidenbach S. VoIP Manageability: Architectural Considerations. Shoreline Communications.
  3. Mier E., Percy K., Brown K. IP-PBXs: Ready And Waiting//Business Communications Review.
  4. Гольдштейн Б. С., Пинчук А.В., Суховицкий А.Л. IP-телефония. - М.: Радио и связь, 2001.
  5. Гольдштейн Б. С., Зарубин А.А., Саморезов В. В. Протокол SIP. БХВ.- СПб., 2005.
  6. Кучерявый А.Е., Иванов А.Ю., Станкевич А.А. Протоколы SIP и SIP-T. Федеральное агентство связи, СПбГУТ им. М.А.Бонч-Бруевича.- СПб.: [Б. и.], 2005.
  7. Публикации на Интернет-сайтах фирм-производителей Alcatel, Avaya, Cisco Systems, D-Link, Nortel, Samsung.

От редакции

Сводная таблица характеристик IP-телефонов на стр. 52-57 составлена редакцией по данным, полученным непосредственно от компаний-производителей и поставщиков. В число обязательных вошли параметры, принципиально важные, по мнению автора статьи, для сравнения разных решений абонентских терминалов IP-телефонии для телекоммуникаций.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2006
Посещений: 25507

  Автор

А. Филиппов

А. Филиппов

ООО "Профессионaльные Телевизионные Системы"

Всего статей:  4

В рубрику "Техническое обозрение" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций