Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

VSAT в борьбе с лесными пожарами

Вера Типугина, менеджер по маркетингу регионального представительства компании Hughes Network Systems, LLC

По данным Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рос-лесхоз), в 2009 г. в РФ зарегистрировано более 22 тыс. лесных пожаров с общей площадью свыше 2,5 млн гектаров. Наибольшая площадь пожаров (93%) зарегистрирована в Сибири и на Дальнем Востоке, в регионах с малой плотностью населения и недостаточной инфраструктурой связи с удаленными населенными пунктами. Рос-лесхоз активно работает над мерами противопожарной безопасности: создание системы постоянного дистанционного мониторинга, автоматизированных рабочих мест, пунктов наблюдения; организация устойчивого взаимодействия служб, контрольно-пропускных постов. Эффективная реализация мер невозможна без высоконадежной связи, работоспособной в сложных условиях и обеспечивающей быстроту развертывания новых и дополнительных пунктов.

Пилотная система связи на базе VSAT

Традиционная радиосвязь не способна обеспечить повышенные требования, поэтому пилотную систему связи было решено построить на базе VSAT. Проект реализован в Томской области, в качестве оператора и интегратора выступил институт "Кибернетический центр" (КЦ) при Томском политехническом университете (ТПУ), так как КЦ имеет опыт по созданию систем сбора, обработки и передачи информации. В КЦ создан и работает центральный телекоммуникационный узел университета для доступа в отечественные и международные сети на базе спутниковых каналов связи, работает федеральный узел RUNNet.

Для реализации проекта в диапазоне Ku (спутник "Экспресс-АМ2") КЦ ТПУ использовал полносвязную VSAT-систему НХ компании Hughes Network Systems, LLC (США), которая позволяет как решить поставленную задачу, так и расширить возможности системы в будущем.

Для хаба используется антенна 3,7 м (ОАО "НПО ПМ-Развитие") и передатчик 10 Вт (Advanced Telecom Networks, Канада).

Оборудование хаба НХ в базовой комплектации скомпоновано в стандартной стойке высотой 26 слотов. Хаб обеспечивает передачу несущей прямого канала со скоростью до 45 Мсим/с в стандарте DVB-S2 с адаптивными кодированием и модуляцией (АКМ) и прием обратных каналов с суммарной скоростью до 7,3 Мбит/с. При необходимости расширения в свободные слоты стойки устанавливаются дополнительные демодуляторы обратных каналов CDS, каждый из которых способен демодулировать любую комбинацию несущих 256; 512; 1024; 2048 ксим/с с суммарной скоростью до 2,5 Мсим/с. В обратных каналах используется турбокодирование с FEC 1/2, 2/3, 4/5, модуляция OQPSK. Функции АКМ и AIS (адаптивный выбор обратных каналов) обеспечивают высочайшую надежность связи при любых погодных условиях, так как система динамически меняет скорость кодирования и тип модуляции для каждого терминала в отдельности в зависимости от текущих условий его работы.

Для работы по топологии "звезда" используются недорогие терминалы НХ50 с антеннами 1,8 м и передатчиками 2 Вт. Часть терминалов НХ50 расположена на автомобилях для обеспечения оперативной передислокации в места бедствия; в этом случае на крыше автомобиля монтируются автоматически разворачиваемые антенны диаметром 1,2 м типа iNetVu (C-Com satellite Systems, Inc., Канада). Для связи "каждый с каждым" в один спутниковый скачок применяются терминалы НХ260 с антеннами 1,8 м и передатчиками 2 Вт. Терминал НХ260 может излучать несущую со скоростью до 3,2 Мбит/с и принимать до 4 несущих от других терминалов НХ260. Одновременно НХ260 взаимодействует с хабом по обмену трафиком.

Возможности системы

Система связи обеспечивает передачу данных, видеоизображений, IP-те-лефонию, IP-видеоконференцсвязь. Система позволяет организовать дополнительные сервисы: дистанционное обучение специалистов, оповещение и привлечение населения. Терминалы НХ200, пока не используемые в данном проекте, способны обеспечивать связь в движении, в том числе с борта самолета.

Динамическое предоставление пропускной способности системы только тем терминалам, которые имеют информацию для передачи, автоматическое освобождение полосы после завершения сеанса связи, простота и оперативность конфигурирования сервисных планов позволяют гибко в реальном времени перераспределять общую емкость системы таким образом, что терминалам, работающим в зоне бедствия, будет выделяться необходимая увеличенная полоса. При этом прочие терминалы не потеряют связи, хотя предоставляемая им емкость временно может оказаться уменьшенной.

Система была смонтирована и сдана в декабре 2009 г. Наступающий пожароопасный сезон явится апробацией пилотного решения в реальных условиях.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2010
Посещений: 4219

  Автор

Вера Типугина

Вера Типугина

Менеджер по маркетингу, Россия и СНГ, Hughes Network Systems LLC ("Хьюз Нетворк Системе")

Всего статей:  10

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций