Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

VSAT-технологии в национальном проекте "Образование"

Терещенко Павел Геннадьевич
Генеральный директор "РТКОММ"

Образование высшее: с отличием и золотой медалью окончил Военный инженерный Краснознаменный институт им. А.Ф. Можайского по специальности "Военный радиоинженер". Обучался в очной адъюнктуре при Военной инженерно-космической Краснознаменной академии им. А.Ф. Можайского. Кандидат технических наук. Павел Геннадьевич назначен на должность генерального директора компании "РТКОММ" в сентябре 2006 г. До прихода в "РТКОММ" занимал должности заместителя генерального директора ЗАО "Петерстар" (Санкт-Петербург), коммерческого директора ЗАО "Комет" (Москва), директора по маркетингу и развитию бизнеса ЗАО "Метроком" (Санкт-Петербург). За период своей трудовой деятельности неоднократно осуществлял руководство проектами по телекоммуникационному обеспечению крупных государственных мероприятий, таких как празднование 300-летия Санкт-Петербурга в 2003 г., празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2005 г. в Москве, а также проведения саммита "Большой Восьмерки" в Санкт-Петербурге в 2006 г.

На вопросы редакции журнала "Технологии и средства связи" ответил генеральный директор компании "РТКОММ" Павел Геннадьевич Терещенко.

- Павел Геннадьевич, а кто и как определил, сколько нужно подключить школ к Интернету?

- Перечень школ, планируемых к подключению к Интернету, был сформирован Министерством образования и науки РФ и утвержден совместным приказом Министерства РФ по связи и информатизации и Министерством образования и науки РФ. На основе всестороннего технико-экономического анализа, в котором принимали участие специалисты Россвязьнадзора и региональных операторов связи, выяснилось, что с использованием VSAT-технологий целесообразно подключить примерно 7000 школ именно в тех регионах и местах, где спутниковая связь является практически безальтернативным решением.

- Как развивалась реализация данного проекта? С какими проблемами пришлось столкнуться?

- Нужно начать с того, что в середине 2006 г. был объявлен конкурс на подключение образовательных учреждений к Интернету в рамках приоритетного национального проекта "Образование": выиграл его ОАО "РТКомм.РУ". После заключения государственного контракта 13 сентября 2006 г. нами были окончательно определены концептуальные проектные решения и кооперация по реализации проекта. Если говорить о применении VSAT, то нашими партнерами в этой части стали компании ЗАО "Глобал-Телепорт", которое к настоящему времени установило около 5500 спутниковых VSAT-станций, а также ОАО "Уралсвязьинформ", ОАО "Арктик Регион Связь", ОАО "ЮстТелеком".

Несмотря на то что в процессе реализации проекта число школ уточнялось (в феврале 2007 г. и в июле 2007 г.), общее их контрактное число практически осталось неизменным и в настоящее время составляет 52 752. В ходе выполнения проекта мы ощущали эффективную поддержку всех заинтересованных ведомств. Так, учитывая чрезвычайную актуальность данного проекта и его статус как приоритетного национального проекта, ГКРЧ приняло решение № 07-20-01-001 от 07.05.2007 г. о сокращении сроков согласований назначенных частот по месту установки VSAT-станций, и процесс реально сократился до 30 дней. Это, конечно, потребовало от всех организаций, участвующих в процессе радиочастотного обеспечения (экспертизы и оформление разрешений) особого рабочего режима.

Значительные трудности пришлось преодолевать монтажным бригадам при доставке VSAT-станций на места их установки. Были случаи, когда приходилось осуществлять эту доставку и по горным тропам в Дагестане, и по мелководным речкам в Архангельской области. В общем, как образно говорится, в такие места "только вертолетом можно долететь". Всего было задействовано примерно 400 бригад. Уже к середине лета была установлена половина всех запланированных VSAT-станций, к концу лета их число возросло до 75% от запланированных, а в октябре достигло 99%. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что проект вышел на финишную прямую. Тем не менее его реализация по-прежнему находится под постоянным контролем, а на сайте Министерства РФ по связи и информатизации каждый день обновляется информация о подключенных школах.

- Какие спутниковые каналы дотянулись в самую глубинку России с использованием VSAT-технологий? Ощущается ли дефицит частотного ресурса?

- В соответствии с условиями государственного контракта в каждую школу предоставляется канал 128 кбит/с без ограничения трафика. Этой скорости достаточно для большинства приложений, которые нужны в школах. Естественно, предоставление выделенных каналов потребовало и дополнительного частотного ресурса для операторов, предоставляющих услугу на основе VSAT-технологий. Здесь большая работа была проведена ГП "Космическая связь" по "расчистке" полос частот на спутниках в орбитальных позициях 40E, 80E и 140E. Особо следует отметить, что эта работа проводилась непосредственно после форс-мажорных обстоятельств, обусловленных потерей спутника "Экспресс-AM 1". Некоторая часть ресурса арендуется нашими партнерами на спутнике "Ямал-200".

- В каких регионах России установлено наибольшее число станций?

- Наибольшее число VSAT-станций установлено в Республике Дагестан, Чеченской Республике, Волгоградской, Читинской и Иркутской областях. На эти регионы в совокупности приходится почти 30% всех станций VSAT, установленных по проекту "Образование", остальные 70% распределены в 53 регионах России.

Если говорить о федеральных округах, то наибольшее число VSAT-станций установлено в Сибирском федеральном округе, но по отношению к плотности населения лидирует Дальневосточный федеральный округ, на который приходится примерно 8% от всех установленных VSAT-станций.

- Какая компания является основным оператором VSAT-сети по данному проекту и какое оборудование VSAT устанавливается в школах?

- Основным оператором по количеству обслуживаемых спутниковых каналов связи является компания "Глобал-Телепорт", которая построила центральные станции в Москве, Новосибирске и Хабаровске и недавно завершила создание центральной станции в Московской области (г. Павловский Посад). Каждая центральная станция сопряжена с нашим соответствующим региональным наземным узлом доступа и может поддерживать работу сети VSAT, состоящей из нескольких тысяч VSAT-станций. В целом получилась мощная единая сеть с выходом на ЦУС в Москве.

В школах устанавливаются приемопередающие VSAT-станции, ориентированные на организацию доступа к Интернету, работа которых поддерживается в сетях "Глобал-Телепорт". Это VSAT-станции типа SkyEge-IP компаний Gilat Satellit Networks Ltd и VSAT-станции DW7000 компании Hughes Network System. В основном используются VSAT-станции с антеннами 1,2 м и передатчиками 1 или 2 Вт. В северных районах устанавливаются антенные системы с диаметром 1,8 м.

- Как осуществляется оплата столь значительного ресурса, который, по сути, составляет объем примерно двух спутников типа "Экспресс-АМ"?

- Оплата услуг спутниковых операторов по предоставлению в пользование каналов связи осуществляется исполнителем государственного контракта, предусматривающего обеспечение доступа в Интернет для образовательных учреждений Российской Федерации в 2006-2007 гг. На последующие периоды времени, в соответствии с российским законодательством в части госзакупок для государственных нужд, будет объявлен конкурс.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2007
Посещений: 5972

  Автор

Терещенко Павел Геннадьевич

Терещенко Павел Геннадьевич

Генеральный директор "РТКОММ"

Всего статей:  1

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций