Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

В надежде на здравый смысл

Виталий Крамарь
Директор компании "Телепорт-Сервис"

Все основные тренды в сфере законодательства, касающиеся деятельности VSAT-операторов, большей частью входят в состав законопроекта "О радиочастотном спектре...", так как основное влияние на регулирование деятельности компаний связано с разрешениями на передающие устройства (РЭС). Но это задел на будущее, и подготовка законопроекта продлится не менее года, а то и двух лет.

Мнения разделились

Больше всего обсуждений в текущем году вызвал процесс, инициированный комиссией Совета Федерации по естественным монополиям, который вылился в разработку нового законопроекта "О радиочастотном спектре в Российской Федерации".

Уже на первых слушаниях законопроект вызвал противоречивые мнения, так как он затрагивает противоположные интересы гражданских лиц, военных, потребителей спектра. Закон интересен не только тем, что устанавливает новые, более либеральные принципы управления частотами, определяет условия конверсии и платы за спектр, но и множеством менее значимых, но весьма полезных нововведений.

Среди них такие, как свобода операторов в выборе технологий: по новому закону ни технология, ни перечень услуг не должны оговариваться в документах на использование полос частот, выделяемых оператору.

В законе также прописано, что для ввоза на территорию РФ, модернизации (переработки), разработки и производства радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств любого назначения оформления разрешения на использование радиочастотного средства не требуется.

Например, отсутствие свободы от "разрешения на ввоз" приводит компании к ситуациям, когда нахождение оплаченного оборудования за рубежом до получения такого разрешения может повлечь серьезные последствия в области валютного контроля. Подобные проблемы компании испытывали во времена, когда кабинеты регулятора, отвечающие за выдачу "разрешений на ввоз", не работали по причине "смены власти" и оформление документов затянулось на период, превышающий контрольные сроки по таможенному регулированию. То есть валютные контракты, по которым оборудование не было ввезено в течение года, являются нарушением закона, и компании, оплатившие дорогостоящее оборудование, но не доставившие его в срок по причине отсутствия разрешений соответствующего ведомства, являются нарушителями закона для другого ведомства.

Безусловно, первый проект закона несовершенен и будет еще неоднократно корректироваться. В нем необходимо не только отрегулировать принципы, но и заложить правильные схемы их исполнения.

Ситуация обостряется

Правки текущего законодательства или нововведения ближайшего будущего, которые готовятся сегодня, - это обобщенное решение ГКРЧ о возможности внедрения упрощенной процедуры регистрации ЗССС (земные станции спутниковой связи) типа VSAT-Ku, функционирующих с ис-пользованием иностранных КА (космических аппаратов). На настоящий момент сложились все необходимые предпосылки для выпуска решений ГКРЧ по такой упрощенной процедуре.

Первая, техническая часть была подготовлена еще несколько лет назад НПФ "Гейзер", компанией "РуСат" и НИИ Радио. Тогда были запланированы и выполнены соответствующие НИР (научно-исследовательские работы), показавшие возможность использования иностранных КА в различных диапазонах на территории России без ущерба для каких-либо радиослужб РФ.

Вторая группа предпосылок - острота сложившейся ситуации, обусловленная возросшим дефицитом ОЧР (орбитально-частотного ресурса) и поломкой "Экспресс-АМ2", которая поставила нескольких операторов VSAT-сетей и их клиентов в безвыходное положение. Так, в результате аварии "Экспресс-АМ2" пострадало крупное высшее образовательное учреждение - Современная гуманитарная академия (СГА). 160 тыс. российских студентов, клиентов этого вуза, лишились столь необходимого для них интерактивного общения с преподавателями ведущих академических центров, которое было организовано в спутниковой сети видеоконференцсвязи СГА.

В связи с возникшей проблемой была организована встреча руководства СГА с министром связи, на ней обсуждались возможности восстановления VSAT-сети, в том числе и на иностранных спутниках. Соответствующая просьба была адресована и в Государственную думу, и в Совет Федерации.

Одновременно с этим было инициировано собрание Национальной ассамблеи спутниковой связи (НП НАСС), на котором постановили обратиться к ведущим членам ГКРЧ с просьбой об изменении текущих решений. Резолюция ГКРЧ необходима не только для восстановления работоспособности пострадавших сетей, но и для развития услуг связи в период отсутствия российского ОЧР, свободного для использования.

Оправданный компромисс

По некоторым данным, в ФАС (Россвязь) и аппарате ГКРЧ уже начаты консультации с Министерством обороны, ФСО и ФСБ по вопросу обобщенного решения ГКРЧ.

В рамках НП НАСС группа экспертов готовит проект такого решения для рассмотрения ведущими членами ГКРЧ, в котором будет предложена компромиссная формулировка, устраивающая все стороны. В нем упрощенная процедура предусматривается только в том случае, когда российские операторы спутникового ОЧР (а именно ГПКС и "Газком") отказывают в предоставлении ресурса российским операторам связи из-за его отсутствия или неработоспособности. Хотя интересы большинства VSAT-операторов распространяются гораздо дальше, и временные варианты их не устраивают.

По мнению многих специалистов, сейчас важно создать прецедент, пусть даже в компромиссной форме, а основательные права операторов в области регулирования радиоэфира отстаивать в предложениях к правкам будущего закона "О радиочастотном спектре...", где можно учесть все текущие недостатки нормативно-правовой базы.

VSAT-операторы надеются на здравый смысл, согласно которому должны устраняться все препятствия для экономического развития РФ, тем более когда для них нет существенных оснований.

Также из ближайших новаций: НП НАСС прорабатывает предложения по введению специальной процедуры частотного обеспечения для ЗССС типа VSAT-Ku, установленных и функционирующих на объектах, которые движутся в пределах территории Российской Федерации. Эта процедура позволит упростить жизнь тем операторам, кто уже сталкивается с трудностями по оформлению подвижных или перемещаемых РЭС, установлен-ных, например, на автомобилях, поездах, кораблях или используемых выездными партиями геофизиков.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2009
Посещений: 4359

Статьи по теме

  Автор

Виталий Крамарь

Виталий Крамарь

Директор ООО "Телепорт-Сервис"

Всего статей:  7

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций