Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Состояние российского космического сегмента системы "КОСПАС-САРСАТ" на базе малых космических аппаратов

Вячеслав Новиков
К.в.н., доцент МГППУ

В создании космического сегмента системы "КОСПАС-САРСАТ" участвовали СССР (Россия), США, Канада и Франция, обязательства сторон были определены в "Соглашении по международной программе "КОСПАС-САРСАТ". Летные испытания системы "КОСПАС" начались 30 июня 1982 г. с запуска отечественного спутника "КОСПАС-1" ("Надежда"). В июле 1988 г. было подписано новое, действующее и поныне межправительственное соглашение о сотрудничестве СССР, США, Канады и Франции и использовании системы "КОСПАС-САРСАТ" в качестве международной в интересах всего мирового сообщества. В официальных документах система получила название "Надежда", как и обозначение космических аппаратов (КА), составляющих ее орбитальный (космический) сегмент. Серийное производство спутников "Надежда" осуществлялось в НПО "Полет" (г. Омск).

"КОСПАС-САРСАТ" – единственная международная космическая система, которую создали и 29 лет поддерживают в постоянной эксплуатации ведущие космические страны мира: Россия, США, Канада и Франция. В соответствии с межправительственным соглашением космический сегмент системы "КОСПАС-САРСАТ" состоит как минимум из 4 КА, расположенных на полярной круговой орбите. Два спутника "Надежда", изготавливаемых и поставляемых Россией, размещаются на приполярной орбите с высотой 1000 км. Спутники оснащены радиокомплексом, осуществляющим прием на частотах 121,5 и 406 МГц. США обеспечивают два метеорологических спутника НОАА, размещенных на приполярных орбитах с высотой 850 км. Эти КА оснащены радиооборудованием, обеспечивающим прием на частотах 121,5/243 и 406 МГц, которые изготавливают и поставляют Канада и Франция.

В 1987 г. постановлением правительства отечественная часть системы была принята в эксплуатацию. В настоящее время в системе используется 6 низкоорбитальных и 5 геостационарных ИСЗ, прикладываются большие усилия по поддержанию отечественной космической группировки.

"КОСПАС-САРСАТ" после распада СССР

Деградация отечественной космонавтики после развала Советского Союза не могла не сказаться и на системе "КОСПАС-САРСАТ". Ничто не могло спасти от развала систему, которой перестали управлять и на поддержание которой перестали выделять даже минимально необходимые средства. В 2002 г. запуском "КОСПАС-10" закончилась эра использования "больших" спутников в системе "КОСПАС". Всего за четверть века выведено на орбиту 10 КА "Надежда", изготовленных на омском НПО "Полет" совместно с ФГУП "РНИИ КП". Только в 2009 г. на смену "Надеждам" пришли спутники нового поколения "Стерх" с модернизированным бортовым радиокомплексом.

Бортовой комплекс МКА "Стерх" имеет интегрированную электронную систему,  выполняющую функции телеметрической, командно-программной подсистемы, бортового комплекса управления и определения местоположения МКА с помощью глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Бортовой комплекс МКА "Стерх" использует цифровые методы обработки сигналов, передаваемых АРБ. Вся аппаратура МКА рассчитана на работу в открытом космосе не менее 5 лет.

Технические и эксплуатационные характеристики системы "КОСПАС" на базе МКА

"Стерх" – аппарат нового поколения, который предназначен для функционирования в составе российской части международной системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ". МКА "Стерх" предназначен для развития и повышения эффективности использования Международной спутниковой системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ". На МКА "Стерх" установлен модернизированный бортовой радиокомплекс спасания РК-СМ.

Возможности МКА

Малый космический аппарат "Стерх" предназначен для поддержания российского орбитального сегмента Международной спутниковой системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ", которая за время своего существования – с 1982 г. по настоящее время – помогла спасти более 24 тыс. человек.

МКА "Стерх" является составной частью космической системы "Надежда-М" и обеспечивает ее функционирование как в составе системы "КОСПАС" для поиска и спасания потерпевших аварию морских, воздушных и сухопутных объектов, так и в составе подсистемы "Курс" для слежения за движением морских судов и других подвижных объектов.

МКА "Стерх" обеспечивает возможность приема информации (посылок) от 150 аварийных радиобуев и 150 платформ сбора данных, работающих одновременно и равномерно распределенных в зоне радиовидимости МКА, возможность хранения информации не менее чем от 2000 аварийных радиобуев и от 2000 платформ сбора данных.

Особенности комплектации МКА

Конструктивно МКА "Стерх" состоит из приборного блока, механических систем, панелей солнечных батарей, антенн, бортовой кабельной сети и деталей общей сборки.

Приборный блок выполнен в негерметичном исполнении и состоит из радиотехнического и служебного модулей, соединенных между собой. В радиотехническом модуле размещена аппаратура РК-СМ-МКА (радиокомплекс спасания модернизированный) и некоторые приборы и устройства служебных систем. Основная часть аппаратуры служебных систем находится в служебном модуле. Снаружи приборного блока установлены системы, включающие в себя раскрывающиеся панели солнечных батарей, выдвижную штангу гравитационного устройства. На нижней поверхности корпуса имеются элементы механического интерфейса МКА с системой отделения.

Связь МКА с контрольно-проверочной аппаратурой обеспечивается через технологические разъемы, расположенные в нижней части служебного модуля.

Состав бортовой аппаратуры МКА "Стерх"

В состав бортовой аппаратуры входит: целевая аппаратура и комплекс служебных систем.

Бортовой радиотехнический комплекс РК-СМ-МКА (целевая аппаратура):

  • приемо-передающие устройства;
  • устройства обработки и запоминания информации аварийных радиобуев и платформ сбора данных и формирования потоков информации аварийных радиобуев (платформ сбора данных) и телеметрической информации, передаваемых на Землю;
  • коммутационно-распределительное устройство.

Бортовой комплекс служебных систем МКА:

  • бортовой комплекс управления, предназначенный для решения задач управления бортовыми системами автономно или совместно с наземным комплексом управления;
  • система электропитания, предназначенная для обеспечения бортовой аппаратуры электроэнергией с необходимыми параметрами в течение срока активного существования на орбите и при наземных испытаниях;
  • система ориентации и стабилизации, предназначенная для успокоения МКА после отделения от КА 11Ф627 и орбитальной ориентации МКА с заданной точностью;
  • система обеспечения теплового режима, предназначенная для обеспечения заданных тепловых режимов бортовой аппаратуры и элементов конструкции в требуемом диапазоне температур;
  • антенно-фидерные устройства, обеспечивающие прием радиосигналов целевой и служебной информации и передачу данных на наземные станции;
  • механические системы, обеспечивающие фиксацию в транспортировочном положении раскрывающихся элементов конструкции МКА с последующим приведением их в рабочее положение с заданной точностью и надежностью.

Бортовой комплекс МКА "Стерх" имеет интегрированную электронную систему, выполняющую функции телеметрической, командно-программной подсистемы, бортового комплекса управления МКА и определения местоположения МКА с помощью глобальной навигационной системы ГЛО-НАСС. Бортовой комплекс МКА "Стерх" использует цифровые методы обработки сигналов, передаваемых радиобуями (радиомаяками).

Выведение спутника на орбиту

21 июля 2009 г. в 07:57 мск с космодрома Плесецк стартовала ракета-носитель "Космос-3М" с двумя космическими аппаратами на борту. Запущены космический аппарат (КА) 11Ф627 военного назначения, а также космический аппарат нового поколения "Стерх", предназначенный для пополнения российского сегмента международной космической системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ".

Спутник обладает повышенной оперативностью получения сообщений, большой пропускной способностью.

Выведение МКА "Стерх" на орбиту осуществляется РН "Космос-3М" в качестве попутного груза в составе головного блока вместе с КА 11Ф627.

17 сентября 2009 г. МКА "Стерх-2" в качестве попутной нагрузки с космическим аппаратом "Метеор-3" был запущен с космодрома Байконур.

Почему на низкой орбите только спутники "САРСАТ"?

Группировка из двух МКА "Стерх" призвана со временем заменить спутники "Надежда" и создать отечественный космический сегмент и войти в состав российской части международной системы поиска и спасения "КОСПАС-САРСАТ". Согласно планам Российского космического агентства группировка из двух МКА будет поддерживать и обеспечит более эффективное использование системы "КОСПАС-САРСАТ" до 2015 – 2020 гг.

Запущенные 21 июля КА "Стерх-1" и 17 сентября 2009 г. КА "Стерх-2" являются частью ракетно-космического комплекса космической системы "Надежда-М" и обеспечивают функционирование как в составе подсистемы "КОСПАС" для определения координат АРБ-406, так и в составе подсистемы "Курс" для слежения за движением морских судов и подвижных объектов, а также для сбора информации с метеорологических и экологических платформ сбора данных (ПСФ).

Оба выведенных на орбиту в 2009 г. МКА "Стерх", которые предназначены для системы поиска и спасания "КОСПАС-САРСАТ", в 2010 г. преждевременно вышли из строя.

Сколько отечественных спутников входит в состав системы "КОСПАС-САРСАТ" сегодня? Какие перспективы поддержания функционирования международной системы поиска и спасания со стороны России? Ответы на эти вопросы вы найдете в следующем номере журнала "Технологии и средства связи".

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2011
Посещений: 6554

Статьи по теме

  Автор

Вячеслав Новиков

Вячеслав Новиков

К.в.н., доцент

Всего статей:  7

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций