Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Российские проекты подвижной спутниковой связи ФСС: история и перспективыRussian projects at mobile satellite FSS: history and prospects

Установка систем спутниковой связи на транспортных средствах – относительно новое направление для российского телекоммуникационного рынка. Пока отечественные операторы могут говорить только о единичных попытках организовать услуги широкополосного доступа в С- и Ku-диапазонах в поездах, на морских судах или на самолетах, и в ближайшем будущем ожидать активного роста в этом направлении не приходится. Основная проблема – отсутствие стабильного спроса на подобные решения как среди компаний-поставщиков транспортных услуг (стоимость монтажа системы на транспортные средства и стоимость организации сервиса довольно высоки), так и среди пассажиров из-за высоких цен на услуги. Вместе с этим очевидно, что спутниковый Интернет на транспорте повышает конкурентоспособность и стоимость бренда компании-перевозчика, а также необходим для организации систем безопасности и контроля.

Installation of satellite communication systems in vehicles – a relatively new direction for the Russian telecommunications market. While the domestic operators can only talk about the attempts to organize a single broadband C- and Ku-bands on trains, on ships or planes, and in the near future we do not expect strong growth in this area. The main problem – the lack of a stable demand for such solutions among companies, suppliers of transport services (the cost of installing the system on the vehicle and the cost of organizing the service are quite high), and among the passengers due to high prices for the services. At the same time it is clear that satellite Internet transport increases competitiveness and brand value of the company-carrier, as well as necessary for the organization of safety and control systems.

Олег Ватулин
Первый заместитель генерального директора ООО "РуСат"
Oleg Vatulin
first deputy general director of "RuSat"
Ключевые слова:
подвижная связь, VSAT, спутниковый широкополосный доступ (ШПД)
Keywords:
mobile communications, VSAT, satellite broadband access

История вопроса

Первыми в мире услуги широкополосного доступа на транспорте начали предоставлять сотовые операторы, однако у них не всегда есть возможность обеспечить связь с помощью стандартных решений и вышек сотовой связи – их трудно применять на морских судах или в самолетах. Поэтому к предоставлению услуг связи подключились и спутниковые операторы ФСС. В зарубежных публикациях такая технология получила название COTM (Communication On The Move). В терминологии организации ITU такие системы называют Earth Stations on Mobile Platforms (ESOMPs). Существует множество разновидностей систем СОТМ, работающих в разных диапазонах частот, но наиболее популярным остается Ku-диапазон ФСС. По сути, эта технология подразумевает использование VSAT в движении. По качественным показателям и набору сервисов подобные системы не уступают уже зарекомендовавшим себя стационарным или передвижным (перевозимым) VSAT-системам. И, несмотря на более высокую стоимость абонентского оборудования (в основном за счет антенной системы), их популярность неуклонно растет.

По своему составу и структуре оборудование конечного комплекса, способного обеспечить работу в движении, подобно VSAT-станциями в привычном стационарном исполнении. Оно может быть реализовано на любом транспортном средстве: автомобиле, железнодорожном составе и, в том числе, технологии сертифицированы для установки на морских судах и борту самолета. Конечный, состав оборудования остается неизменным: антенная система; спутниковый модем; передающий блок BUC (Block-Up Converter) и приемный блок LNB (Low-Noise Block) [1].

Проекты в авиации

Первые масштабные российские проекты с использованием СОТМ связаны с глобальными заказчиками. "Пионером" в 2003 г. выступила американская компания Boeing – она впервые организовала доступ в Интернет с бортов своих самолетов в северном полушарии на территориях Северной Америки, Европы, Азии и части Африки. Для предоставления услуг пассажирам был образован оператор связи Connexion By Boeing. Он задействовал в работе четыре центральные станции спутниковой связи, расположенные в США, Швейцарии, Германии и в России.

Коммерческий запуск сервиса состоялся на борту сразу двух самолетов Boeing 747, принадлежащих авиакомпаниям Lufthansa и British Airways. Пропускная способность канала передачи данных при этом составляла от 2 до 20 Мбит/с. Однако в 2006 г. Boeing остановил проект из-за отсутствия достаточного количества клиентов. Однако на тот момент, когда компания выходила из бизнеса, сама услуга уже пошла на подъем: Boeing стал примером для других.

Наиболее успешным и глобальным проектом по организации широкополосного доступа на самолетах стал проект американской компании Panasonic Avionics Corporation, принявшей эстафету у Connexion by Boeing в 2009 г. Компания реанимировала проект Boeing, учтя при этом все ключевые ошибки предшественников: бизнес-модель Panasonic опирается на инфраструктуру и спутниковый ресурс партнеров по реализации сервиса, что позволяет минимизировать капитальные затраты и фокусироваться на интеграции всех компонентов сети в единое целое. Стратегия Panasonic оказалась успешной: компании удалось построить глобальную широкополосную сеть Ku-диапазона, включив в нее и российский спутник "Ямал-201", зона покрытия которого охватывает практически всю территорию России и СНГ. Использование емкости "Ямал-201" позволило Panasonic обеспечить предоставление необходимых телекоммуникационных услуг самолетам, следующим по маршрутам из Европы в Азию. Сегодня для предоставления услуг Panasonic на территории России используется космический аппарат "Ямал-401", запущенный "Газпром космические системы" в декабре 2014 г. и планово заменивший "Ямал-201" в орбитальной позиции 90 град. в.д.

Железнодорожный транспорт

Большое поле для экспериментов с проектами подвижной связи представляет собой железнодорожный транспорт – спрос на сервисы в поездах дальнего следования и пригородных электричках мог бы дать хороший рост этому направлению в России. Согласно опросу, проведенному проектом "Активный гражданин" в 2015 г., 91,3% респондентов выступают за внедрение системы Wi-Fi в пригородных поездах, только 4% считают, что нет такой необходимости, а остальные затруднились ответить. Всего в опросе приняли участие более 260 тыс. человек [2].

Однако с технической точки зрения организация связи на железнодорожном транспорте сопровождается определенными сложностями. Главная проблема – обеспечить надежность соединения без прерывания связи. Проведенные тесты показали, что для организации ШПД на поездах и обеспечения стопроцентной доступности услуги на маршруте оптимально использовать комбинацию спутниковых технологий и наземных каналов связи на базе 3G/4G и Wi-Fi. В этом случае в качестве основного канала для доступа в сеть по пути следования поезда используется спутниковый канал, а при отсутствии устойчивого соединения на отдельных участках маршрута происходит переключение на резервный канал передачи данных по сети 3G/4G. Подобное решение позволяет максимально сгладить негативные эффекты – например, решить проблему с физическими преградами иувеличить пропускную способность канала.

Для установки на железнодорожные составы часто применяют антенные системы обтекаемой формы и небольшого веса, способные беспрепятственно работать в непосредственной близости от силовых линий, избегая при этом возможных помех от электромагнитного излучения. Технология позиционирования подобной антенной системы позволяет исключить контроль со стороны оператора, а "захват" спутника происходит автоматически – это удобно, когда поезд выходит из туннеля и может в считанные секунды восстановить наведение на спутник [1].

В России сразу несколько ведущих спутниковых и мобильных операторов тестировали свои решения по организации связи на поездах дальнего следования по маршрутам: Казань – Москва – Адлер, Ярославль – Москва, Москва – Самара, Москва – Париж, Москва – Назрань, Москва – Брянск, Москва – Смоленск, Москва – Белгород, Москва – Воронеж, Москва – Астрахань и Москва – Петербург.

Также "Центральная пригородная пассажирская компания" (ЦППК) разработала проект по оснащению московских электричек доступом в Интернет и планировала до конца 2015 г. оснастить 50 составов бесплатным Wi-Fi, однако срок реализации проекта изменился – теперь компания заявляет о лете 2016 г. [3].

Перспективы развития

Развитие подвижной спутниковой связи ФСС в мире началось с морских перевозок, где подобные услуги оказались очень востребованными, поскольку суда (как грузовые, так и круизные) могут длительное время находиться вне зоны действия телекоммуникационной инфраструктуры, установленной на земле. Важными предпосылками внедрения таких проектов на судах стали, в первую очередь, простота технического решения и легкость установки оборудования на судно, обусловленные отсутствием ограничений по габаритам спутниковых антенн. Еще одна предпосылка – простота регуля-торных процедур, так как судно, как правило, курсирует вне зоны действия норм регуляторов.

На сегодняшний день тенденция сохраняется – наиболее активно идет процесс разработки систем подвижной связи ФСС применительно к морским судам различного класса, вплоть до малых яхт, а также для воздушных судов. Это связано еще и с тем, что морской и авиационный сегменты бизнеса фактически не имеют альтернатив по доставке сигнала, кроме использования спутниковых технологий. Важно отметить, что говоря о перспективах российского рынка подвижной спутниковой связи ФСС, нельзя рассматривать его в отрыве от международных проектов и тенденций – этот сегмент рынка сильно зависит от иностранного оборудования и технологий.

В глобальном плане дальнейшее развитие рынка подвижной связи ФСС стоит связывать с более масштабным использованием систем на основе спутников HTS. Эти спутники рассматриваются в качестве мирового тренда из-за эффективности использования частотного ресурса – именно многолучевая технология позволяет достичь предельно низкой себестоимости МГц-полосы в системах HDFSS. По сравнению с себестоимостью МГц-полосы применительно к традиционным спутникам ниже минимум в 7 раз. С учетом более высокой энергетики эффективность использования этой полосы увеличивается, превосходя традиционные системы уже в 11 раз [4].

Второй немаловажный фактор, способный повлиять на развитие проектов в этой области, – создание нового поколения абонентского спутникового оборудования, сочетающего низкую себестоимость и более высокие технические характеристики. Особенно это актуально для авиационного сегмента, поскольку оборудование для размещения на бортах самолетов остается достаточно дорогим.

Конечно, применение VSAT в движении все еще имеет массу нюансов системного и технического характера, в частности, определенные проблемы регулирования из-за отсутствия обобщенной процедуры при регистрации подвижной станции [5–9].

Однако сервисы передачи данных для транспорта в движении, в том числе пассажирского и военных ведомств, открывают для российского рынка услуг спутниковой связи огромные перспективы. Подобные сервисы востребованы как у крупных корпораций и перевозчиков, желающих иметь собственные мобильные и независимые рабочие станции, так и у государственных структур, в том числе занятых в обеспечении безопасности страны или ее граждан.

Литература

  1. Шабалина С.М. VSAT-станции: применение и возможности // Технологии и средства связи. – 2014. – № 5. – С. 68–70.
  2. Подведены итоги опроса "Электрички выходят в Сеть", проведенного в рамках проекта "Активный гражданин" // Central-ppk.ru. – 29.05.2015. [online] Доступ через: http://www.central-ppk.ru/press/news/4019/.
  3. Попсулин С. Бесплатный Wi-Fi в московских электричках откладывается минимум на полгода // Cnews.ru. – 11.08.2015. [online] Доступ через: http://www.cnews.ru/news/top/besplatnyj_wifi_v_moskovskih_elektrichkah.
  4. Анпилогов В., Тырин П., Эйдус А. Характерные особенности развития спутниковой связи и вещания // Технологии и средства связи. – 2014. – № 6 (2) / Специ альный выпуск "Спутниковая связь и вещание-2015". – С. 36–40.
  5. Алымов С. Перспективность работы VSAT в движении // Технологии и средства связи. – № 6 (2). – 2010 / Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание-2011". – С. 69–71.
  6. М.Симонов В. Ермилов Технические и регуляторные основы применения ЗССС на подвижных платформах (ESOMPs) в ФСС // Технологии и средства связи.– № 6 (2). – 2012 / Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание-2013". – С. 58–62.
  7. М. Диденко, И. Столяров, А. Шкиттин. Состояние и перспективы развития подвижного VSAT // Технологии и средства связи. – № 6 (2). – 2012 / Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание-2013". – С. 58–62.
  8. Анпилогов В.Р. Особенности применения VSAT Ku в движении на море и на суше // Технологии и средства связи. – № 6 (2). – 2011 / Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание-2012". – С. 74–76.
  9. В. Анпилоговым, В. Ермиловым. Нормы на параметры излучения ЗССС, в том числе VSAT // Технологии и средства связи. – № 6 (2). – 2011 / Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание-2012". – С. 87–89.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2015
Посещений: 3008

  Автор

 

Олег Ватулин

Первый заместитель генерального директора ООО “РуСат"

Всего статей:  3

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций