Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Пассажир на связи

Сергей Алымов
Генеральный директор ООО "РуСат"

Сегодня пассажиры многих авиаперевозчиков проявляют повышенный интерес к услуге доступа в Интернет, предоставляемой на борту. При этом высокие тарифы не смущают не только тех, кто летит бизнес-классом, но и пассажиров экономкласса. После успешного опыта применения на борту самолета телекоммуникационные технологии стали широко внедряться и на других видах транспорта – там, где в процессе движения невозможно использовать традиционные средства связи.

До сих пор услуги широкополосной связи были доступны исключительно пассажирам зарубежных перевозчиков, однако представители российских телекоммуникационных компаний уверены, что, опираясь на опыт зарубежных коллег, российские авиаперевозчики и ОАО "Российские железные дороги" могли бы сделать предоставление услуг дополнительным источником доходов для своего бизнеса.

Успешный опыт "РуСат"

В России успешным опытом организации телекоммуникационных услуг на борту самолета пока обладает только один оператор – компания "РуСат". В 2003–2006 гг. спутниковый оператор принял участие в первом масштабном проекте по обеспечению связи в движении – в проекте компании Connexion by Boeing (CBB), которая организовала доступ в Интернет с бортов самолетов. "РуСат" обеспечил для СВВ широкополосный канал связи между земной станцией сопряжения и самолетами. В 2011 г. оператор расширил свой опыт, заключив долгосрочный договор на предоставление широкополосного канала связи для ведущего международного поставщика систем развлечения и связи в полете – компании Panasonic Avionics Corporation (PAC).

Оба проекта, в которых принял участие "РуСат", занимают достойное место в списке самых известных и успешных разработок по предоставлению сервисов связи на транспорте. Обзор таких проектов предоставлен вашему вниманию ниже.

Connexion by Boeing

Возникновение идеи предоставления услуги широкополосного доступа к сетям передачи данных на транспорте можно отнести к концу 1990-х гг. Первый масштабный зарубежный проект по обеспечению связи в движении – это проект специального бизнес-подразделения The Boeing Company – компании Connexion by Boeing (CBB), которая организовала доступ в Интернет, а также к развлекательному контенту с бортов самолетов, пролетающих над территориями Северной Америки, Европы, Азии и части Африки. Для этого на борту воздушного судна устанавливалась фазированная антенная решетка или антенна с механическим наведением для работы через геостационарный спутник Ku-диапазона. "Сердцем" системы был целый ряд технологий, разработанных американской компанией Viasat Inc.

Сервис позволял пассажирам пользоваться Интернетом во время полета. Пропускная способность канала передачи данных при этом составляла от 2 до 20 Мбит/с. Первая коммерческая демонстрация сервиса прошла в 2003 г. на борту двух самолетов Boeing 747, принадлежащих Lufthansa и British Airways. Через два года в дополнение к Интернету CBB запустила первое потоковое ТВ-вещание на международном рейсе Singapore Airlines, а к IV кварталу 2006 г. – на всех рейсах.


В конце 2006 г. CBB прекратил предоставлять телекоммуникационные услуги в самолетах из-за отсутствия достаточного количества клиентов. Вместе с тем разработанные компанией технологические решения не были забыты.

В 2008 г. широкополосная связь на борту самолета набирает обороты в связи со стартом в США сервиса Gogo Inflight Internet от компании Aircell. Gogo позволяет пассажирам подключаться к Интернету посредством системы сотовых вышек, на основе протокола стандарта TIA-856-A Evolution Data Optimized, в рабочем диапазоне 800 МГц.

Как это работает?

На сегодняшний день Aircell использует для предоставления услуги 92 вышки, покрывающие Северную Америку, включая Канаду и Мексику. Суммарный вес бортовой системы – менее 68 кг, и она монтируется на коммерческое судно менее чем за 8 часов. Благодаря этой системе самолет интегрируется в наземную инфраструктуру и получает доступ ко всей национальной сети и сервисам.

Услуги связи в полете от компании OnAir позволяют пассажирам привычно использовать для доступа в сеть мобильные телефоны или смартфоны через международный роуминг – практически точно так же, как при въезде в другую страну.

В комплект бортовой системы входит антенна и спутниковое устройство, которые позволяют подключиться к глобальной широкополосной сети Inmarsat SwiftBroadband, обеспечивающей одновременно передачу голоса и данных через единственное портативное устройство из любой точки земного шара.

Система работает в двух режимах: в режиме Standard IP – канал передачи данных делится между конкурирующими пользователями системы, предоставляя соединение "без гарантий" (best effort service), а в режиме Streaming обеспечивается определенная полоса пропускания.


Компания Hughes является одним из лидеров в области широкополосных спутниковых продуктов и услуг. С появлением инновационной вещательной спутниковой IP-системы HX System компания предложила рынку решение, специально разработанное и оптимизированное для малых сетей.

С учетом перспективы использования на транспорте Hughes оптимизировал свои широкополосные продукты и сервисы, чтобы они отвечали ключевым требованиям большинства мобильных приложений.

Hughes совместно с RaySat Antenna Systems успешно внедрил широкополосные услуги HX в поездах Северной Америки (на рис. приведена блок-диаграмма этого решения).

Опора антенны – это стальная пластина, прикрепленная к крыше поезда. Сама антенна крепится к пластине с помощью четырех скоб с резиновыми подушками для поглощения вибраций. Вводное отверстие просверлено сквозь крышу поезда, и прямо под ним располагается оборудование в стойке, обеспечивая минимизацию длины кабелей и потерь при передаче сигнала.

Связь организована через шлюз и точку Wi-Fi-доступа. Для усиления сигнала Wi-Fi используются репитеры. Благодаря таким технологиям пассажиры получают широкополосный доступ в Интернет непрерывно в течение всей поездки.

Бортовые системы, построенные на базе широкополосной технологии ArcLight CDMA от Viasat обеспечивают применение новых форм сигнала, повторное использовании частот и технологии реализации обратного канала. Мобильная сеть Yonder предоставляет высокоскоростной интернет-сервис многим клиентам, работающим одновременно по всему миру. Приложения включают доступ в Интернет, VoIP, видео, а также специальные операции береговой охраны США и трансляции видео в реальном времени для самолетов разведки.

Широкополосная интерактивная система ArcLight состоит из центрального коммуникационного узла (хаба) и многочисленных мобильных терминалов компании ViaSat, в которых имеются мобильные широкополосные маршрутизаторы ViaSat.

Монтажный комплект терминала ViaSat включает хвостовую антенну и спутниковый трансивер на самолете. Спутниковая сеть Ku-диапазона расширяется, предлагая полное покрыти над большинством популярных маршрутов, а в будущем и с глобальным покрытием. ARINC оценивала, что имеется 1200 "больших" бизнес-судов в США, которые смогут получать услугу, и 2000 судов по всему миру.

Компания Panasonic Aviation Corp. (Panasonic) занялась в 2009 г. разработками по предоставлению услуг мобильной связи на борту самолетов, аналогичной той, что предоставляла компания Connexion By Boeing. Panasonic обеспечивает работоспособность системы FlyNet на самолетах авиакомпании Lufthansa с помощью созданного компанией бортового телекоммуникационного комплекса под названием Global Communications Suite (GCS), состоящего из трех модулей: eXCon-nect, eXPhone и Airborne Television Network.


Модуль eXConnect организует на борту воздушного судна единую двухстороннюю широкополосную коммуникационную сеть. Пассажиры получают доступ в Интернет, а у экипажа появляется возможность передавать голосовые сообщения и всевозможные технические данные, осуществлять мониторинг систем авиалайнера в реальном времени со скоростью около 50 Мбит/c. Для работы этой системы требуется оборудование гораздо меньших габаритов и веса, чем ранее, и небольшая спутниковая антенна. Используемая технология iDirect позволяет авиакомпаниям предоставлять на борту широкий спектр телекоммуникационных услуг, помимо выхода в Интернет, – развлекательные услуги премиум-класса, а также телефонную связь.

Модуль eXPhone позволяет пассажирам использовать мобильные телефоны на борту самолета точно так же, как и на земле. Вместе с тем система eXPhone предоставляет экипажу полный контроль: в случае необходимости доступ пассажиров к тем или иным возможностям связи может быть ограничен.

Система Airborne Television Network обеспечивает прием телесигнала на борту авиалайнера. Для организации этой услуги Panasonic создал собственную некоммутируемую информационную сеть и стал ее провайдером.

"Ямал-201"

Реализовать все перечисленные выше возможности комплекса GCS компании Panasonic помогает международная команда партнеров, предоставивших различные технологии и сервисы. Российским партнером Panasonic Avionics Corporation является оператор спутниковой связи "РуСат", организовавший на базе спутника "Ямал-201" широкополосный канал связи, позволяющий оказывать телекоммуникационные услуги на борту зарубежных самолетов во время транзитных перелетов над территорией России. Для Panasonic было важно использование спутника с как можно большей зоной охвата территории РФ, и "РуСат" предоставил компании такую возможность.

РУСАТ, ООО
123308 Москва,
ул. Демьяна Бедного,
24, корп. 1
Тел.: (495) 933-1614
Факс: (495) 933-1625
E-mail: sales@rusat.com
www.rusat.com

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2011
Посещений: 6435

Статьи по теме

  Автор

Алымов Сергей Георгиевич

Алымов Сергей Георгиевич

Генеральный директор "РуСат"

Всего статей:  22

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций