Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Особенности применения VSAT Ku в движении на море и на суше

Валентин Анпилогов
заместитель генерального директора
ЗАО “ВИСАТ-ТЕЛ”, к.т.н.

Одним из ограничительных условий применения VSAT в движении является уровень спектральной плотности ЭИИМ вне осевого направления. Кроме того, в ряде документов устанавливаются нормы на ограничение спектральной плотности в направлении горизонта. Наиболее жестко ограничение спектральной плотности ЭИИМ должно выполняться в угловом секторе, показанном на рис. 1 (заштрихованная область).


При формализации этого параметра разработчики норм исходили из условия, что спутники, обслуживающие ту же территорию на тех же частотах, по дуге ГСО расположены не ближе 3 град. В некоторых случаях принимается угол 2 град. для спутников, обслуживающих Северную Америку.

Рекомендации для России

Применительно к России рекомендовано придерживаться европейских стандартов, что определено в п. 4 Постановления Правительства РФ от 26 мая 2000 г. В таблице приведены нормы допустимого уровня внеосевой спектральной плотности ЭИИМ, установленные стандартами ETSI.


Следует отметить, что последний по времени принятия стандарт EN 302 977 не исключает применения более ранних, аналогичных по своей сути стандартов (выглядит несколько странно, хотя численные значения и не отличаются).


На рис. 2 иллюстрируется формульная зависимость плотности ЭИИМ от угла относительно осевого направления излучения.

Требования для России

Несмотря на постановление правительства, упомянутое выше, ГКРЧ принял свои, сугубо российские нормы, которые отражены в решении ГКРЧ № 11-12-01 от 08.09.2011 для земных станций спутниковой связи типа VSAT в Ku-диапазоне при установке на морских и речных судах и на железнодорожном транспорте. Эти нормы устанавливают минимальный диаметр антенн 0,9 м, максимальную мощность 2 Вт и ЭИИМ до 50 дБВт. Таким образом, в отличие от европейских стандартов установлено ограничение на осевое излучение ЭИИМ, а также на размер антенны и мощность передатчика. Как выглядят антенны для установки на судах и на поездах, нетрудно найти в Интернете.


Один из типовых вариантов показан на рис. 3. Однако трудно себе представить вагон, на крыше которого размещена с антенна диаметром 0,9 м под радиопрозрачным укрытием.

Анализ европейских норм

Принимая во внимание шаблон огибающей ДН типовой антенны, например определенной S.465, можно оценить допустимую спектральную мощность излучения передатчика. Наиболее сильное ограничение наступает в пределах углового сектора вблизи осевого направления излучения. Спектральная мощность излучения передатчика примерно должна составлять не более 0 дБВт/40 кГц. При таком передатчике требование по ограничению спектральной плотности ЭИИМ будет выполняться, если неточности наведения не превышают 0,2 град., при этом уровень усиления первого бокового лепестка не выше 22 дБ. Для зеркальных антенн (даже малого раскрыва) с механическим сканированием это значение вполне достижимо, а вот для решеток при отклонении луча получить такое значение уже проблема. В ряде случаев решение этой проблемы основано на расширении спектра сигнала, но это дополнительные затраты на аренду частотного ресурса. Соответственно представляет интерес оценить достижимые значения С/N при условии, что спе ктра льн ая мощность передатчика максимальна и не превышает 0 дБВт/40 кГц. Для этого следует оценить энергетические параметры составной радиолинии. Анализ показывает, что для типовых спутников Ku-диапазона достигается C/N = 11–12 дБ в прямом канале, работающем с отдельным стволом в режиме, близком к насыщению. В обратном канале достигается такое же значение C/N=11–12 дБ при работе в стволе с линейным режимом. В случае использования одного ствола и для прямого, и для обратного канала энергетика в прямом канале будет меньше примерно на 2–3 дБ.

Подведем итог

Применение VSAT в движении активно продвигается в мире и начинает осуществляться в России. Морские VSAT применяются уже относительно давно, VSAT на скоростных поездах практически начали применяться с 2008–2009 гг. для сопряжения с Wi-Fi. Уже несколько российских компаний проводят эксперименты на российских железных дорогах. Но применение VSAT в движении имеет массу нюансов системного и технического характера, некоторые из них достаточно подробно описаны в последней версии обзора “Анализ особенностей ранка VSAT при организации подвижной связи” (Json & Partners Consulting). Одним из таких технических нюансов, отмеченных в статье, является то, что допустимо использовать передатчик с мощностью, эквивалентной спектральной плотности до 0 дБВт/40кГц без применения способов расширения спектра (или 1 Вт на 40 кс/с, например для обратного канала 400 кс/c допустим передатчик 10 Вт).

Следует обратить внимание на противоречивость обобщенного решения ГКРЧ № 11-12-01 от 08.09.2011 для земных станций спутниковой связи типа VSAT в Ku-диапазоне при установке на морских и речных судах и на железнодорожном транспорте именно для GSM. Если принять во внимание принцип нейтральности технологий, декларируемый Минкомсвязи, решение косвенно позволяет применять VSAT Ku как минимум на морских судах без привязки к технологии GSM. Что касается поездов, то вопрос остается открытым, так как трудно себе представить VSAT-антенну в диаметре 0,9 м и более (при мощности до 2 Вт) на крыше высокоскоростного поезда.

Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2012
Посещений: 6565

Статьи по теме

  Автор

Анпилогов Валентин Романович

Анпилогов Валентин Романович

Зам.ген.директора ЗАО "Висат-Теп"

Всего статей:  56

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций