Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О фиксированной спутниковой связи и ее развитии в России

Технологии спутниковой связи в недалеком прошлом рассматривались исключительно как стратегическое звено в области телекоммуникаций. В последние годы ситуация несколько изменилась, например фиксированная спутниковая связь приобретает новое качество, которое позволяет не только решать задачи организации корпоративных сетей или сетей государственного назначения, но и обеспечивать предоставление конкурентоспособного широкополосного доступа физическим лицам к сервисам Интернета. Развитие спутниковой связи в России всегда происходит непросто, поэтому редакция обратилась с "неудобными" вопросами по этой тематике к ряду специалистов, в том числе и к тем, чей стаж в этой области исчисляется не одним десятилетием.

1. Минкомсвязь объявило о своих целевых   задачах,    в   том   числе в области связи, медиа, IT и госу слуг. Спутниковая связь и вещание не затронуты в способах достиже ния поставленных целей. Соответ ственно и финансирование на развитие спутниковых технологий связи и вещания Минкомсвязь не планирует. По крайней мере сведе ний об этом нет. Российское кос мическое агентство также тради ционно не включает развитие средств спутниковой связи и веща ния в свои актуальные цели и за дачи. Можете ли вы прокомменти ровать эту ситуацию?

Валентин
Анпилогов

ЗАО "ВИСАТ-ТЕЛ", к.т.н.

Ситуация со спутниковой связью еще в СССР была непростая. Развитие этого направления космической отрасли осуществлялось по остаточному принципу. Сегодня ситуация не улучшилась. Действительно, из заявлений нового руководства Минкомсвязи следует, что спутниковая связь не является приоритетной технологией для ликвидации цифрового неравенства на территории России. Сведения, просачивающиеся в прессу по проектам Роскосмоса, также не дают оснований для оптимизма.

Видимо, для формирования направлений технологического развития в области телекоммуникаций и космической связи в России недостаточно опираться на мнение экономистов и эффективных менеджеров. Нужна большая открытость в обсуждениях и привлечение к этим процессам технических специалистов. Причем если говорить о Роскосмосе, то получается, что сегодня направления развития формируются по принципу "делаем что можем". Очевидно, что этот принцип следует менять, и как можно быстрее. Но вот вопрос, где же взять технических специалистов? А если таковые и найдутся, то будут ли понятны их рассуждения принимающим решения экономистам и эффективным менеджерам? Полагаю, ответ очевиден...

Михаил
Симонов

Ведущий научный сотрудник ФГУП НИИР, к.т.н.

Эффективные решения ряда важных социальных задач по расширению доступа практически всего населения России к современным информационным услугам связи, телерадиовещания, полноценному доступу в Интернет могут быть обеспечены спутниковыми средствами. Перспективные спутниковые технологии, связанные в том числе с освоением более высоких диапазонов частот, позволяют наиболее эффективно и экономично организовать массовый доступ россиян к источникам разнообразной актуальной информации, учитывая различия в интересах и менталитет различных групп и отдельных людей. Такая задача может быть решена спутниковыми средствами в короткие сроки на обширной территории страны, включая социально значимые регионы (Краснодарский край, Сахалин, Камчатка), а также в удаленных районах с неразвитой наземной сетью.

Высокая социальная значимость широкополосных спутниковых сетей, способных обеспечить доставку разнообразной и актуальной информации (пакетов ТВ-программ, качественного Интернета, сигналов оповещения населения) в любой уголок страны, представляется очевидной, и такая возможность в современной России, объявившей о приоритетном развитии высокотехнологичных отраслей своей экономики, должна быть реализована.

Сергей
Пехтерев

Генеральный директор ГК AltegroSky

Я не вижу тут криминала. Спутниковая связь всего лишь технология, а Министерство связи должно ориентироваться не на поддержку определенных технологий, а на поддержку развития (или оказания) услуг связи (например, ШПД или почтовой связи) для определенных групп населения (неимущих или проживающих в труднодоступных местах). И именно так оказывается поддержка в развитии российской орбитальной группировки, например "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" строятся и финансируются из бюджета в рамках ФЦП по развитию цифрового телерадиовещания. В целом спутниковая связь — вполне рентабельный бизнес и тот же ОАО "Газпром космические системы" развивает свою группировку абсолютно рыночными средствами, получая кредиты в банках. А как технологию спутниковую связь в рамках Минсвязи можно поддерживать через отраслевые специализированные институты, например НИИР, что, кстати, как я понимаю, и делается... В целом развитие технологий — дело промышленности, а не Минсвязи...

Виктор
Классен

Генеральный директор ЗАО "Радиокомпания "Вектор", д.т.н., профессор

Традиционные связисты полагают, что главными являются сети передачи данных, ВОЛС, ЦОД, медные кабели, что спутниковая связь считается дорогой и у нее нет будущего. Было время, когда в Министерстве связи и про сотовую связь не упоминали. Упоминание началось. В решениях последнего времени по поводу стратегического развития телекоммуникаций на территории РФ ищите "татарстанские корни". Например, в Татарстане во времена Рината Залялова (министр связи Республики Татарстан с 1993 по 2005 г.) даже про сотовую связь нигде не упоминали. Упоминание началось только тогда, когда номерная емкость сотовой связи увеличилась, а стационарной — уменьшилась. Это говорит о том, что в России и в регионах, в частности, решения стратегического характера зачастую определяются личными представлениями руководителя на безальтернативной основе. Все это выгодно используется сформированным вокруг руководителя неким лобби. Всегда интересен вопрос "Кому это выгодно?". В текущей ситуации, если не будут финансироваться разработка и запуск новых спутников, емкость существующих закончится и не будет иных вариантов,   кроме как  тянуть  в  каждую удаленную точку оптоволокно. В землю можно будет закопать миллиарды рублей, причем бесследно. Целевые задачи во всех перечисленных областях (связь, медиа, IT, госуслуги) не могут быть выполнены на 100% без применения технологий спутниковой связи, здесь нельзя забывать про нашу географию, Россия не Люксембург, и у нас всегда будут зоны, не имеющие никакой альтернативной связи, кроме спутниковой. Например, для организации видеотрансляции с избирательных участков на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 г. на удаленных объектах было установлено более 3 тыс. VSAT-станций.

Все цивилизованные страны активно используют спутники. Только один пример: в банковской системе по стандарту должно быть тройное резервирование SWIFT, а резервирование каналов на основе одной физической среды — это не резервирование.

Проекты "Образование", "ПВДНП", "Почта России", "Выборы" — это пример тех проектов, в которых мы активно участвовали и которые не могли быть выполнены без использования спутниковой связи.

Калью
Кукк

Главный эксперт МНИТИ

В качестве целевых индикаторов до 2018 г. Минкомсвязь России определило основные ИКТ-услуги, предоставляемые населению. Спутниковые системы там не выделены особо. Не думаю, что министр отбрасывает спутниковые возможности. Упоминая ВОЛС, он, наверное, имел в виду, что наибольший объем информации в мире передается по волокну. Значительная нагрузка ляжет на сети 4G.

Сложившиеся тенденции в политике Минкомсвязи России позволяют предположить, что основные усилия в ближайшие годы, а следовательно, и основное финансирование будут направлены на развитие IT и электронных услуг.

Прежняя ФЦП "Электронная Россия (2002—2010 гг.)" была успешно провалена. Достигнутые скромные результаты не соответствуют израсходованным средствам (около 21 млрд руб.). Лозунг "Электронная Россия — человеку, бизнесу, обществу" не сработал. На смену пришла государственная программа "Информационное общество на 2011—2020 гг.". Требуется комплексный подход. Без реального привлечения к реализации программы РАН, вузов, российской прикладной науки, промышленности, включая космическую, и частного сектора задача не может быть решена.

2. Анализ мировых тенденций разви тия спутниковой связи и даже спут никового вещания показывает, что идет активный процесс создания си стем  Ка диапазона разного функ ционального назначения в Австра лии, Азии, Африке, европейских странах,   на Американском  конти ненте, но основной мировой тренд сегодня и в ближайшей перспективе —     предоставление спутникового ШПД. В России проект спутнике вого ШПД (РСС ВСД), как следует из сообщений Минкомсвязи, "замо рожен". Возможно, действительно для России такой проект является слишком затратным или преждевре менным?

Валентин Анпилогов
Действительно, анализ публикаций последних лет показывает, что развитию ШПД уделяется особое внимание во всех странах мира. Формируются или реализуются национальные программы, поддерживаемые государством для предоставления возможности всем гражданам качественного доступа к сети Интернет. Миллиарды долларов предусмотрены для ежегодного финансирования. Причем это рассматривается как одно из направлений создания новых рабочих мест и обеспечения устойчивого развития экономики страны в целом.

Спутниковые технологии в этих программах по объему задач занимают от 5—10% в зависимости от степени развития телекоммуникационной инфраструктуры и географических особенностей территории. Затраты на такой проект составляют $500— 600 млн, включая и космический, и земной сегмент. Для примера, за $1200 млн компания Inmarsat планирует уже в 2014 г. предоставить услуги ШПД в Ка-диапазоне в любой точке земного шара для подвижных и фиксированных абонентов. Если вспомнить, что организация Web-трансляции выборов Президента РФ обошлась только бюджету в 12 млрд руб. (примерно на 6 месяцев), то говорить о чрезвычайной стоимости РСС-ВСД как-то странно. Ну а сомнения насчет преждевременности здесь совсем неуместны, поскольку такой проект обеспечивает не только услугу доступа в Интернет и ликвидацию цифрового неравенства, о которой так много лет говорят в Минкомсвязи, но и дает возможность технологического развития отрасли.

Виктор
Цирлин

Независимый эксперт, к.т.н.

Сегодня выбирать путь движения вперед без анализа и учета опыта передовых стран невозможно — велика вероятность оскандалиться. У нас уже есть немало таких примеров в разных областях, в том числе и в нашей (спутниковой). Сегодняшняя ситуация с системами Ка-диапазона очень похожа на ту, которая была 25—30 лет тому назад, когда весь спутниковый мир связи уже работал в Ku, а мы развлекались изучением затухания сигналов этого диапазона и строили и запускали спутники с одним экспериментальным Ku-стволом. Масса различных материалов свидетельствуют, что поезд под названием "Ка-диапазон" уже давно отправился, но с другого вокзала, а на наш его еще не подали. Может сложиться впечатление, что мы очень любим ездить на старье (в автопроме ситуация та же). Переход из С-диа-пазона в Ku был необходим — весь ресурс С-диапазона был съеден за полтора-два десятка лет, теперь и от Ku уже ничего не осталось, так что деваться некуда, не поедем на этом поезде мы — поедут другие, билеты будут распроданы, мест не останется. Так и будем ездить на "жигулях" и с завистью смотреть на пролетающие мимо "мерсы".

Михаил Симонов
Проект системы спутникового ШПД в Ка-диапазоне (РСС-ВСД) был разработан с учетом замечаний Минкомсвязи России, как проект социально значимый, ориентированный на предоставление услуг высокоскоростного доступа к информационным сетям для 2 млн индивидуальных и корпоративных абонентов практически из любой точки территории России и потому требующий значительных финансовых затрат. Отвечающая поставленной задаче структура космического и наземного сегментов системы РСС-ВСД была оптимизирована специалистами ФГУП "НИИР" и одобрена Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики в конце 2009 г. Однако пропорции совместного финансирования реализации проекта государством и частными инвесторами не устроили последних и в нынешних непростых экономических условиях проект был заморожен. Надеюсь, не навсегда. Дальнейшая судьба проекта зависит от опыта практического внедрения в России услуг спутникового ШПД, который в настоящее время приобретает ФГУП "Космическая связь" (ГП КС), используя ресурсы и технологии европейского спутника Ka-Sat (20/30 ГГц), а также от результатов работы маркетологов ГПКС по развитию в России услуг ШПД с использованием двух новых российских спутников — " Экспресс-АМ5" и " Экспресс-АМ6", имеющих полезную нагрузку Ка-диапазона, которые будут введены в строй в 2013 г.

Сергей Пехтерев
Надо отделять развитие услуг в Ка-диапазоне, что есть абсолютный мировой тренд, в русле которого идет, кстати, и Россия, планирующая к запуску в 2013 г. ИСЗ "Экспресс-АМ5" и " Экспресс-АМ6", на которых будет 20 лучей в Ка-диапазоне, и конкретный проект Ка РСС-ВСД, основные параметры которого были сформулированы в ОАО "Российские Космические Системы" три года назад и потом практически в неоткорректированном виде переданы в Минсвязь и "Ростелеком".

Насколько я понимаю, при тех параметрах, что "РКС" заложили в РСС-ВСД, — типа 2 млн абонентов, цена 8 тыс. рублей за VSAT, строительство и запуск за 2 года двух абсолютно новых ИСЗ — "Ростелеком" не смог сложить бизнес-план и привлечь инвесторов в такой проект. Печально, но такое периодически случается в бизнесе.  В любом случае спутников "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМб" вполне хватит на ближайшие 3—4 года для понимания перспектив Ка-диапазона при оказании услуг ШПД в России.

Виктор Классен
Именно в эту инфраструктуру надо вкладывать нефтедоллары. После успеха ГЛОНАСС нам именно такой национальный проект и нужен. Проект не затратный и не преждевременный. О преждевременности говорить уже поздно, ведь все предпосылки для внедрения проекта РСС-ВСД или ему подобного имеются, спутники ГПКС с транспондерами Ка-диапазона практически стоят на стартовых площадках. Не развивая ШПД на огромной территории России, включающей не только крупные города с оптикой и многообразием провайдеров, основной массе населения не оставляют выбора, кроме как заниматься низкоинтеллектуальной деятельностью. Те же самые ГГ-проекты оказываются ограниченными территорией, где качественные услуги передачи данных есть. Хотя, возможно, в Минкомсвязи верят в то, что везде уже есть ШПД...

Калью Кукк
Дело не в количестве затраченных средств, а в окупаемости предлагаемого проекта и конкретно в сроках этой окупаемости. Если сроки окупаемости в инфокоммуникационных проектах превышают 5 лет, то есть над чем задуматься. Потребности населения и технологии ИКТ меняются очень быстро и с этим надо считаться. В России число пользователей Интернета в 2012 г. превысило 70 млн человек и продолжает расти. Уже большинство пользователей ощущают ограниченность в скорости работы Интернета. Необходим высокоскоростной доступ или, как говорят, ШПД. Спутниковые системы позволяют во многом решить эту задачу. Учитывая большую загрузку С- и Ku-диапазонов, Ка-диапазон за рубежом стал весьма востребованным. К сожалению, в России для целей высокоскоростного доступа Ku-диапазон не был использован. Поскольку освоение Ка-диапазона в России только предстоит, то преждевременным проект считать нельзя.

3.   Проект   РСС ВСД   изначально в качестве одной из целевых функ ций   предусматривал   передачу   и освоение перспективных космических   технологий   на   российских предприятиях как в части создания спутников, полезной нагрузки, так и в части разработки и производства оборудования земного сегмента. Цель благородная, но достижима ли эта цель без существенных финан совых и временных затрат? И где сегодня имеется научно технический потенциал    для  решения таких задач? Способен ли сегодня россий ский частный бизнес к решению столь масштабных научно техниче ских задач? Или все же в первую очередь это задача государствен ного масштаба?

Валентин Анпилогов
Видимо, частный бизнес в России еще не готов к инвестициям в наукоемкие направления, поэтому государство должно взять на себя роль локомотива. Если ждать, пока эффективные менеджеры начнут решать задачи модернизации экономики России в наукоемких отраслях, то у России будут потеряны все шансы войти в перечень стран с развитой устойчивой экономикой, мало зависящей от цен на энергоресурсы. Проект РСС-ВСД в этом смысле показателен, поскольку был направлен не только на коммерческий успех, но и на развитие российской отрасли спутниковой связи. Конечно, сегодня для системообразующих проектов, имеющих в качестве целевой функции технологическое развитие любой отрасли, государственные ресурсы и государственная поддержка должны быть.

Виктор Цирлин
Основная задача проекта РСС-ВСД была сформулирована премьером как устранение цифрового неравенства. Никаких ограничений по региону или социальному положению пользователей при этом сделано не было. Это означает, что ШПД, реализуемый этим проектом, должен быть на всей территории страны и по тарифам не выше существующих. Приведенная выше формулировка основной задачи проекта РСС-ВСД может быть без изменения существа переформулирована следующим образом — "ШПД всем и всюду". Следует заметить, что такая формулировка носит, очевидно, социальную направленность, что весьма логично, так как государство наше, как многократно уже указывалось, является государством социальным. В силу этого было бы странным, если бы государство не участвовало в финансировании проекта, а рассчитывало только на средства частных инвесторов, в том числе таких "могучих", как "Ростелеком" или "РТКОМ.РУ".

Да, реализовать современную спутниковую систему в Ка-диапазоне сложнее и дороже по сравнению с традиционными спутниковыми системами С и Ku, но, во-первых, деваться некуда — другого ресурса на геостационарной орбите для развития в ближайшей перспективе нет, а во-вторых, все технические решения, позволяющие компенсировать "неудобства" Ка-диапазона, уже найдены и успешно применяются на практике. Не надо ничего изобретать с нуля, нужно только разумно применять и осваивать мировые достижения — это намного дешевле, а в современных условиях, это, пожалуй, единственная возможность сократить технологическое отставание России в области спутниковых систем связи.

Михаил Симонов
Реализация спутниковых проектов с привлечением перспективных технологий, которыми владеют авторитетные зарубежные производители космической техники, служит примером международной кооперации при создании коммерческих спутников связи и должна обеспечивать их конкурентоспособность на мировом рынке по показателям надежности, гарантийному сроку эксплуатации на орбите и, самое главное, удельной себестоимости канального ресурса спутников.

Технологическое know-how позволяет экономить время создания и внедрения проекта, "не опоздать" с выходом на рынок, а также дает возможность внедрения передовых технологий на отечественных предприятиях, что само по себе представляет непростую задачу, учитывая эксклюзивный характер и высокую стоимость большинства современных проектов спутников связи. Основа успеха — это грамотный выбор компетентного зарубежного производителя, способного предложить оптимальное по соотношению цены и качества технологическое решение поставленной задачи.

Научно-технический потенциал для решения таких задач в отрасли имеется, финансовые и временные затраты неизбежны.

Сергей Пехтерев
Передача технологий априори очень полезная и ценная вещь. Но если это делается с умом, а не как лозунг. Когда мы строим совместный завод с Renault и начинаем выпускать десятки тысяч автомобилей ежегодно и так на протяжении десятка лет, это правильно. Также я понимаю, что мы отдаем часть подряда на изготовление "Экспресс-АМ5" и " Экспресс-АМ6" канадской MDA, чтобы они помогли ИСС им. Решетнева в освоении его новой тяжелой платформы "Экспресс-2000" и получении технологий, которые можно использовать при строительстве всех других ИСЗ (а это десятки единиц ежегодно). Однако в РСС-ВСД, насколько я помню, шла речь о передаче технологии создания центров управления сетью (или другими словами хабов). Их в рамках РСС-ВСД нужно было сделать за пару лет несколько десятков. И все, потом они бы работали до конца лайфтайма ИСЗ, а это лет 12—15. Шансов на их экспорт — никаких. Уверенности в том, что другие операторы откажутся от используемых ими сейчас платформ в пользу "отечественной", тоже немного... Спутниковый ШПД — это все-таки нишевый рынок, и в эту нишу "государственный масштаб" не так просто втиснуть.

Виктор Классен
Волей судеб я тесно связан с радиотехническим факультетами всех вузов и радиотехническим факультетом физтеха, деньги в НИОКР вкладываются весьма значительные, и они не осваиваются до конца. Потенциал начинает расти (нано-центры, технопарки и т.д.) идет новая волна молодых ученых. Нужно наверстывать наше технологическое отставание. Нужны финансовые затраты и время на обучение людей, которые смогли бы в будущем обеспечить технологический рост. Государство должно быть в этом заинтересовано и обеспечить финансовую поддержку. В части освоения перспективных космических технологий государству в лице Минкомсвязи нужно всемерно поддерживать российских производителей. Ведь в России уже есть флагманы разработки и производства оборудования земного сегмента, например такие, как "ВИСАТ-ТЕЛ" и "Истар".

Калью Кукк
Государство в лице ФГУП "Космическая связь" предоставляет в аренду спутниковый ресурс,  в том числе в перспективе в Ка-диапазоне. Аренда спутникового ресурса в Ка-диапазоне будет иметь модель, отличающуюся от аренды частотного ресурса на спутниках Ku- или С-диапазонов. Создание абонентского  сегмента,   то  есть  построение сетей ШПД, является в основном задачей частного бизнеса. Возможно, целесообразно выделение небольшого финансирования на создание спутников следующего поколения, а также на НИР и ОКР по созданию абонентских  терминалов.   С  учетом того   что   Россия   является   членом ВТО,   на  большее  рассчитывать  не приходится. После вступления в ВТО введены ограничения на различного рода бюджетные субсидии для промышленных предприятий.

4. Сроки окупаемости спутниковых проектов    составляют   от   5    лет и более даже в условиях их реали зации   в   экономически   развитых странах. В России сроки окупаемо сти значительно больше. Например, для проекта РСС ВСД в виде, при нятом Минкомсвязью, срок окупае мости достигает 9—10 лет.  Какие меры могут помочь в коммерциали зации спутниковых проектов в Рос сии типа РСС ВСД? Возможно ли найти решения, в том числе техни ческие, для снижения срока окупае мости проекта РСС ВСД? Должно ли государство предусматривать не левое финансирование для подоб ных проектов?

Валентин Анпилогов
Действительно, срок окупаемости проекта РСС-ВСД в том виде, в котором он был представлен, отпугивает инвесторов. Но следует помнить, что в проекте заложены средства и на организацию производства центральных станций и абонентских станций в России.

Если говорить только про коммерцию, то зачем коммерческой компании развертывать и организовывать производство, да еще перенимать технологии, тем более в отрасли спутникостроения и производства полезных нагрузок? Ответ очевиден. Проще и дешевле все купить "там" и привезти "сюда". Тогда и проект быстрее окупится. Если государство в лице Минкомсвязи и конкретно министра решило заморозить проект, значит стратегическое направление сегодня — все покупать за рубежом, тем более ограничение для России на поставки высокотехнологичного оборудования отменили в США, да и Россия вступила в ВТО.

Конечно, можно найти и технические, и организационные решения, которые выводят проект РСС-ВСД на меньшие сроки окупаемости, да и известны такие решения, было бы желание у тех, кто принимает решение. Пока такого желания не наблюдается.

Виктор Цирлин
Экономическая эффективность, как правило, является основной характеристикой проекта, определяющей судьбу его реализации. В данном случае решение о замораживании проекта было принято на основании рассчитанной РТК недопустимо большой величине срока окупаемости. Проект РСС-ВСД предполагает использование современных спутников, построенных по технологии HDFSS (спутниковые системы с высокой плотностью), предусматривающей применение многолучевых бортовых антенн. Системы, реализуемые на основе таких спутников, отличаются примерно на порядок более низкой стоимостью передачи единицы информации. Очевидно, что экономическая эффективность системы прямо зависит от плотности расположения пользователей в зоне покрытия лучей спутника. Учитывая географические особенности России (огромная площадь малоосвоенных территорий с низкой плотностью населения), есть основания утверждать, что будет образовано значительное количество лучей на территории обслуживания, для которых экономическая эффективность реализации будет низкая. Социальная значимость проекта, о чем мы уже говорили выше, не позволяет пренебречь интересами жителей этих территорий и может послужить причиной для придания этим лучам статуса "социальных" с финансированием государством реализации РСС-ВСД на этих территориях, например, путем включения услуги ШПД в понятие "универсальная услуга". Необходимо отметить еще одно обстоятельство. Уникальность территории России состоит и в том, что имеется довольно много "островных" мест, то есть мест удаленных с достаточно высокой плотностью населения, окруженных большими, труднодоступными, неосвоенными пространствами. Например, такие, как Игарка, Ванино, вахтовые поселки Сибири, Севера и т.п. В таких местах решение проблемы ШПД может быть экономически оправдано за счет разумного совмещения технологий спутниковой и мобильной сотовой связи для создания локальных пятен ШПД. Это может оказаться дешевле, чем организация этой услуги конечному пользователю по чисто спутниковой или чисто наземной технологии.

Очевидно, что в проекте РСС-ВСД имеются резервы для заметного улучшения его технико-экономических показателей. Доработка могла бы быть выполнена при соответствующем решении заказчика, то есть Минкомсвязи.

Михаил Симонов
Даже самые продвинутые технические решения не гарантируют быстрой финансовой окупаемости спутникового проекта. Оптимальные технические решения должны быть направлены на достижение разумного компромисса между желанием спутникового оператора закупать надежные универсальные спутники и запросами потребителей спутникового ресурса — сервис провайдеров и крупных корпоративных клиентов, которым необходима спутниковая емкость, адаптированная под предоставляемые ими услуги, с целью максимизации доходов при любых изменениях потребностей рынка спутниковых услуг за длительный 15-летний период работы КА на орбите.

Участие государства (бюджетные ассигнования) в реализации социально значимых спутниковых проектов представляется необходимым.

Сергей Пехтерев
Начнем с того, что все сроки окупаемости указанные в вопросе, — это, скажем так, "мечты операторов", под которые они получили кредит от инвесторов на свои проекты. У "Иридиума" (Iridium), как все помнят, с мечтами об окупаемости тоже все было в порядке. Если мы будем говорить о помощи со стороны государства, то общепринятой разумной практикой является поддержка спроса, а не поддержка производства. Те же США, озаботившись развитием ШПД и его доступностью для населения, субсидировало граждан, выдавая ваучеры по $300, которые можно было потратить на подключение к ШПД у выбранного абонентом оператора. А уж операторы должны были постараться, чтобы клиент выбрал именно его. Кстати, что-то подобное по идее было сделано у нас с поддержкой отечественного автопроизводителя через деньги за утилизацию старой машины. Практика прямой поддержки производителя — хоть "АвтоВАЗа", хоть "Ростелекома" — гораздо менее эффективна...

Виктор Классен
Сошлюсь на коммерциализацию ГЛОНАСС, с которой наше предприятие связано с первых шагов. Надо тиражировать этот положительный опыт, внедрять через спутниковые терминалы Ка-диапазона технологию "Умного дома", которая может помочь в коммерциализации спутниковых проектов в России и т.д., то есть расширять сферы применения.

Можно провести аналогию проекта "Триколор" и РСС-ВСД. Если "Триколор" был организован как оператор, обязанный предоставлять пакет бесплатных и пакет платных телеканалов, то тут также должен быть оператор, который поддерживается государством и одновременно предоставляет услуги на коммерческой основе. Для снижения срока окупаемости проекта РСС-ВСД или ему подобного нужно уйти от схемы "эксклюзивный оператор на территории РФ — конечный пользователь", а использовать традиционную схему с работой на данном рынке профессиональных операторов спутниковой связи с учетом их интересов, то есть с учетом направления лучей на те регионы, которые оператор считает наиболее коммерчески перспективными.

Калью Кукк
Государство должно частично финансировать создание космического сегмента и средств управления спутниками, а также ряд НИОКР. При этом срок окупаемости должен составлять до пяти и менее лет. Тогда остальные расходы ложатся на частный бизнес, то есть на операторов. Решение всегда есть, если его искать, в данном случае надо точнее считать окупаемость, в том числе с учетом, например, и косвенных доходов на государственном уровне, как создание дополнительных рабочих мест и т.п.

5. В то же время известны проекты, которые    полностью    поддержаны бюджетным финансированием. На пример, низкоорбитальная система передачи данных "Гонец" и система релейных спутников "Луч", которые разрабатываются и дорабатывается уже  не   одно   десятилетие.   Суще ствует ли потребность в этих спугни ковых системах сегодня и в буду щем? В чем причина, что для одних проектов вопрос коммерциализации и не ставится, а для других проектов он является определяющим?

Валентин Анпилогов
Уже много раз писали о том, что "Гонец" — морально устаревшая система еще при своем рождении и сделать из "Гонца" современную, а тем более перспективную систему невозможно. Да и спутники "Луч" — тоже странная программа. Это показатель того, что программа развития космической отрасли в "Роскосмосе", как уже отмечено выше, формируется по принципу: не что надо в перспективе, а что можем, то делаем. А получается, что можем воспроизводить только позавчерашний день. Основы этих проектов зародились еще в СССР. И нет, видно, сил или желания в "Роскосмосе" изменить эту ситуацию.

Сергей Пехтерев
Система "Гонец" является для меня и, насколько я понимаю, не для меня одного большой загадкой и ярким примером поддержки отечественного производителя, бессмысленной по эффективности и беспощадной к отечественному потребителю. С "Лучами" чуть проще, это технологическая связь между различными КА на орбите, но тоже не очень востребованная сегодня. В целом, учитывая 20-летний разрыв в подготовке инженерных кадров для ракетно-космической индустрии, вопрос их подготовки стоит очень остро, а учиться им надо на чем-то практическом, как я, например, клеил ракеты в кружке при городском доме пионеров. Поэтому я рассматриваю эти проекты именно в таком "учебном" ключе, в рамках подготовки новых инженерных кадров для отрасли.

Виктор Классен
Вразумительного ответа на этот вопрос нет. Государство, безусловно, финансирует те проекты, которые важны для силовиков (Министерство обороны, МЧС, МВД), даже если коммерческая отдача от этих проектов невелика. Но почему это должно финансироваться из средств, изначально предусмотренных для развития гражданских систем, — ответа нет.

Калью Кукк
Спутники "Луч" прежде всего предназначаются для обеспечения двусторонней широкополосной связи с подвижными космическими, наземными и морскими объектами: кораблями ВМФ, космическими аппаратами и пилотируемыми комплексами (МКС и др.), а также для передачи телеметрической информации с разгонных блоков и верхних ступеней ракет-носителей. Поэтому разработка и запуск этих спутников финансируются за счет бюджета. Из какого бюджета финансировать — военного или гражданского? Не знаю. Бюджет есть бюджет. Можно задать и такой вопрос: какова окупаемость участия в МКС?

По-другому обстоит дело с системой "Гонец", которая первоначально задумывалась как коммерческая глобальная многоспутниковая система связи с использованием низкоорбитальных спутников с организацией передачи информации по принципу электронной почты. Система "Гонец" родилась на волне увлечения конверсией на основе военных спутников "Стрела", не имея ярко выраженной потребности. К сожалению, сегодня ничего низкоорбитального для гражданского назначения у нас нет. А проектов низкоорбитальных систем в 1990-х гг. было много, они были более дорогостоящими, зато с разумным сроком окупаемости, и значительно большими возможностями.

Желание модернизировать систему и обеспечить с помощью системы "Гонец" предоставление телефонной связи едва ли сбудется. Это спутниковый "долгострой". Потенциальными пользователями системы "Гонец" в основном являются государственные структуры, в том числе силовые ведомства. То есть система живет за счет бюджетных средств. В этих условиях принято решение о финансировании ее за счет средств "Роскосмоса" под названием "Гонец-Д1М".

6.  Одной из основных программ, в которой имеется упоминание о средствах спутниковой связи и ве щания, является Федеральная кос мическая программа. Однако все, что известно об этой программе, сводится к обеспечению запусков спутников. Получается странная си туация. Программа имеет граждан ское назначение, но ее содержание является некой тайной, как и распределение и реализация работ. Не считаете ли вы, что такая закры гость только вредит развитию кос мических технологий в России? Ка залось бы, именно перспективные в техническом и технологическом плане  проекты,   направленные  на развитие     космической     отрасли и  расширение  использования ре зультатов космической деятельно сти,   то  есть  проекты  типа  РСС ВСД, должны поддерживаться Фе деральной космической программой по аналогии с подобными програм мами, проектами, НИРами, поддер живаемыми,   например,   Европей ским космическим агентством и от крытыми для всех заинтересован ных сторон?

Валентин Анпилогов
Секретность в области гражданских проектов в Федеральной космической программе, видимо, связана с тем, что стыдно их представить на всеобщее обозрение. Особенно в сопоставлении с программами, поддерживаемыми ЕКА. Конечно, проекты типа РСС-ВСД должны быть в Федеральной космической программе, поскольку Минкомсвязь, как показало развитие ситуации с РСС-ВСД, не имеет потенциала для реализации подобных проектов. Сегодня очевидно, что передача проекта от "Роскосмоса" в Минкомсвязь на его начальном этапе была сомнительным решением. И конечно, к реализации таких системообразующих проектов должно быть повышенное внимание государства.

Михаил Симонов
Взаимодействие "Роскосмоса" и Минкомсвязи в рамках ФКП с целью реализации перспективных спутниковых проектов, например проектов экспериментальных спутников, предназначенных для отработки и внедрения новых технологий спутниковой связи и вещания, представляется необходимым. Фактор риска спутникового оператора при заказе спутников с новой архитектурой полезной нагрузки неизбежно возрастает, однако продолжение закупок проверенной, но не самой современной зарубежной продукции только увеличит отставание показателей доходности российских спутниковых операторов от лидеров мирового спутникового рынка услуг. Эти факторы необходимо учесть при определении программы финансирования проектов создания перспективных КА связи и вещания в РФ на период после 2020 г.

Сергей Пехтерев
Свое мнение о том, что и как поддерживать, я озвучил выше, что касается Федеральной космической программы и принципов распределения и освоения средств внутри нее, на данный момент лучшими экспертами здесь являются Следственный комитет и Генпрокуратура, а я лучше воздержусь от комментария...

Виктор Классен
Должна быть полная открытость, привлечение Казахстана, Белоруссии, других стран СНГ. Закрытость, конечно, вредит — результаты распределения работ, тендеров, самих исследований должны быть публичными.

Освоение космических технологий, в том числе миллиметрового диапазона и их активный экспорт, необходимо. Ведь общеизвестно, что те страны, которые будут владеть космическими прикладными технологиями, будут иметь абсолютные технологические преимущества. Ставить крест на проектах типа РСС-ВСД — это, как говорили при СССР, антигосударственная деятельность.

Калью Кукк
Дело не в закрытости развития космических технологий, а в том разделении функций между ведомствами, которое существует в России. По существующему положению вопросы построения сетей связи, в том числе и РСС-ВСД, являются прерогативой администрации связи, то есть Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. А необходимого координирующего органа нет. В Советском Союзе даже крупные гражданские системы строились на основе решений Военно-промышленной комиссии. В настоящее время ведомственные решения никем не координируются и чаще всего не учитывают необходимости привлечения отечественной промышленности и наличия Министерства промышленности и торговли. И почти все покупается за рубежом. По моему мнению, спутниковая связь — это дело не "Роскосмоса", хотя его доля должна быть чрезвычайно высока в создании и развитии в России перспективных космических технологий для реализации космического сегмента спутниковых сетей.

Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
Посещений: 6402

Статьи по теме

  Автор

Анпилогов Валентин Романович

Анпилогов Валентин Романович

Зам.ген.директора ЗАО "Висат-Теп"

Всего статей:  56

  Автор

Михаил Симонов

Михаил Симонов

первый заместитель генерального директора ФГУП НИИР, к.т.н.

Всего статей:  3

  Автор

Сергей Пехтерев

Сергей Пехтерев

Генеральный директор ЗАО "Сетьтелеком"

Всего статей:  15

  Автор

Виктор Классен

Виктор Классен

Генеральный директор ЗАО "Радиокомпания "Вектор", д.т.н., профессор

Всего статей:  6

  Автор

Калью Кукк

Калью Кукк

Главный эксперт МНИТИ

Всего статей:  9

  Автор

Виктор Цирлин

Виктор Цирлин

Директор ООО "Свит"

Всего статей:  5

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций