Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

На стыке космоса и связи

Анатолий Перминов
Руководитель Федерального космического агентства

Родился 16 июня 1945 года в Кировской области. После окончания в 1967 г. Пермского высшего военного командно-инженерного училища получил специальность инженера-механика по ракетным двигателям. Высшее военное образование он получил в г. Москве в 1976 г., где окончил командный факультет ныне Военной академии имени им. Петра Великого. После окончания в 1991 г. Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ был назначен начальником Государственного научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны. Под его непосредственным руководством осуществлено более ста запусков космических аппаратов и межконтинентальных баллистических ракет. С 28 марта 2001 г. - командующий Космическими войсками. С марта 2004 г. распоряжением правительства Российской Федерации назначен руководителем Федерального космического агентства. А.Н. Перминов - доктор технических наук, является профессором Московского авиационного института и возглавляет кафедру "Эксплуатация ракетно-космической техники".

- Расскажите, как взаимодействуют Европа и Россия в области космоса, в том числе и по развитию новых телекоммуникационных технологий?

- Российско-европейское сотрудничество в космической области осуществляется на долговременной основе по всему спектру космической деятельности и является многоуровневым, поскольку ведется с наднациональными европейскими государственными институтами - Комиссией Европейских сообществ (КЕС), с общеевропейскими специализированными организациями (Европейское космическое агентство, ЕКА), а также на двусторонней основе с космическими агентствами отдельных стран ЕС (Франция, Германия, Италия) и крупными промышленными фирмами.

Сформирована международно-правовая база российско-европейского сотрудничества в космической сфере, которая включает в себя около 30 соглашений различного уровня, в том числе следующие документы:

соглашение между Правительством Российской Федерации и ЕКА о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от И февраля 2003 г.;

  • отдельные соглашения между Роскосмосом и ЕКА;
  • двусторонние соглашения между Россией и европейскими государствами (Францией - 1996 г.; Италией, Бельгией - 2000 г.; Германией - 2001 г., Испанией - 2006 г.).

Основные направления российско-европейского сотрудничества в области космоса зафиксированы в "Дорожной карте" по общему экономическому пространству Россия - ЕС, утвержденной 10 мая 2005 г. (раздел 5) и призванной обеспечить создание системы сотрудничества и партнерства между Российской Федерацией и Европейским союзом в различных областях космической деятельности.

С целью дальнейшего развития отраженных в "Дорожной карте" договоренностей и для создания постоянного механизма координации совместных действий 10 марта 2006 г. в Брюсселе между Роскосмосом, Европейским космическим агентством (межправительственной организацией, ответственной за практическую реализацию европейских космических программ) и Европейской комиссией было подписано "Положение о порядке ведения диалога Россия - ЕС по сотрудничеству в области космоса".

Для руководства взаимодействием в рамках диалога при участии Роскосмоса был создан управляющий совет, который возглавили генеральный директор гендиректората по предпринимательству и промышленности КЕС Х. Зурек, генеральный директор ЕКА Ж. Ж. Дорден и руководитель Роскосмоса.

В том, что касается российско-европейского сотрудничества в области телекоммуникационных технологий, то необходимо признать, что в рамках российско-европейского диалога некоторое время назад у нас не было четкого понимания о формате сотрудничества. Дело в том, что спутниковые телекоммуникации лежат на стыке двух областей: космоса и связи. И в России, и в Европе космос и связь находятся в компетенции различных организаций.

- Удалось ли найти взаимно интересные направления работ?

- Да. Во-первых, это расширение существующих услуг связи: осуществление широкополосной связи в труднодоступных и удаленных, в частности арктических, районах; увеличение качества услуг мобильной связи; демонстрация "безразрывных" систем управления воздушным движением.

Во-вторых, это проведение пилотных работ по перспективным технологиям космической связи, которые не могут быть осуществлены силами одних только производителей космических спутников связи или по заказу коммерческих компаний ввиду их высокой стоимости или технологических рисков. Здесь стоит упомянуть огромный интерес и России и Европы к технологиям создания крупногабаритных разворачиваемых антенн, необходимых, например, для перспективных систем мобильной спутниковой связи. Понятно, что такая антенна может быть полностью отработана только в космосе, и под нее придется строить специализированную спутниковую платформу. Подобный проект - готовящийся к запуску экспериментальный технологический геостационарный спутник связи "Енисей" - имеется у Роскосмоса, и европейская сторона уже высказывала значительную заинтересованность в нем. С другой стороны, для Роскосмоса большой интерес представляет программа создания европейской сверхтяжелой спутниковой платформы "Альфабас" (ЕКА).

В-третьих, это координация совместных работ, касающихся испытаний спутников связи и их компонентов в ходе разработки и производства. Известно, что и у России, и у Европы есть свои испытательные стенды, служащие для определения либо подтверждения характеристик спутников связи и их оборудования. Координация работ в этой области позволила бы значительно повысить эффективность, снизить издержки и сроки проведения испытаний телекоммуникационного оборудования.

- Расскажите об основных направлениях ФКП в области развития перспективных технологий спутниковой связи и вещания и о проблемах их реализации.

- Для России, в силу географического положения и неравномерного распределения населения по территориям, развитие спутниковых телекоммуникаций является необходимым условием успешной реализации программ развития государства и информатизации российского общества.

Федеральное космическое агентство реализует данную программу совместно с Федеральным агентством связи (Россвязь), ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), ОАО "СП Гонец", ОАО "Ростелеком" и др.

Удовлетворение потребностей, обеспечение высокой надежности предоставления телекоммуникационных услуг, развитие современных сервисов и космических технологий - основные взаимосвязанные аспекты мероприятий Федеральной космической программы России на 2006-2015 гг. по формированию отечественной орбитальной группировки телекоммуникационных спутников. Предусматриваются разработка, изготовление и ввод в эксплуатацию спутников фиксированной связи серий "Экспресс" и "Ямал" с увеличенными до 15 лет сроками активного существования, улучшенными энергетическими характеристиками бортовых радиокомплексов, обеспечивающими предоставление пользователям всего спектра современных телекоммуникационных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, доступ к Интернету), с использованием малых земных станций (VSAT) с антеннами диаметром не более 90 см. Необходимо развертывать космические комплексы для непосредственного цифрового радио- и телевещания и мобильной связи с КА на высокоэллиптической орбите, которые обеспечат предоставление телекоммуникационных услуг на всей территории России, включая приполярные регионы.

Использование малогабаритных станций спутниковой связи позволяет быстро и недорого установить их непосредственно на крыше, балконе, стене или во дворе офиса, что исключает проблему "последней мили", когда требуется арендовать канал связи у местных операторов наземной связи.

Современные технологии доступа к ресурсу спутниковых ретрансляторов создают возможность одновременной доставки информации практически неограниченному числу потребителей и значительно снижают затраты на эксплуатацию сети связи, делают ее высокоэффективной даже в регионах с хорошо развитыми наземными телекоммуникациями.

В рамках Федеральной космической программы России проводятся работы, направленные на обеспечение оперативного мониторинга мобильных и стационарных объектов (транспортные средства, объекты космодромов, АЭС, химзаводы и др.), а также на использование космических средств для мониторинга возникновения чрезвычайных ситуаций, контроля динамики их развития и возможных последствий.

Новые технологии, используемые для создания телекоммуникационных спутников нового поколения, позволяют снизить массогабаритные характеристики и стоимость наземных терминалов, уменьшить капитальные и эксплуатационные затраты на реализацию телекоммуникационных проектов, повысить качество, надежность и помехозащищенность спутниковых каналов. Это сделает спутниковые телекоммуникационные проекты и услуги более привлекательными и доступными для различных категорий пользователей, расширит клиентскую базу спутниковых телекоммуникаций.

Наибольший эффект от использования космических информационных и телекоммуникационных средств и технологий достигается на основе их интегрированного применения с использованием систем навигации, связи, картографирования, метеонаблюдения, управления движением и транспортными потоками, грузовыми и почтовыми отправлениями и т.п.

В заключение необходимо отметить, что Роскосмосом подготовлена концепция федеральной целевой программы "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов". В рамках этой программы предполагается реализовать системные решения по доведению космических услуг и информации до российских потребителей.

- Каковы механизмы взаимодействия Роскосмоса с предприятиями отрасли и коммерческого сектора и каковы условия участия предприятий коммерческого сектора в перспективных работах, предусмотренных ФКП или коммерческими проектами?

- Роскосмос как федеральный орган исполнительной власти обеспечивает реализацию государственной политики в сфере космической деятельности, организует и координирует работы по коммерческим проектам, в том числе с участием организаций ракетно-космической промышленности.

Роскосмос взаимодействует с предприятиями на контрактной основе, заключая в установленном порядке государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд.

Имеются примеры успешного взаимодействия Роскосмоса с крупными зарубежными фирмами. Так, в 2007 г. Роскосмос заключил контракт с французской компанией "Арианэспас" на 4 запуска западноевропейских спутников новой российской ракетой-носителем "Союз-СТ" с космодрома Куру. В 2008 г. количество запусков увеличено еще на 10. Теперь общее количество запусков - 14.

Что касается особенностей взаимодействия с предприятиями коммерческого сектора, то мировой опыт свидетельствует о том, что наиболее успешные проекты в области прикладного использования космических средств реализуются по схеме государственно-частного партнерства, когда государство в лице различных ведомств берет на себя функции нормативно-правового регулирования, осуществляет запуск и поддержку функционирования космических аппаратов, предоставляет в пользование элементы космической инфраструктуры, а частный бизнес, например, работает в области программно-аппаратных решений и предоставления конечных услуг потребителям.

Среди механизмов перспективного государственно-частного партнерства в области использования результатов космической деятельности, реализуемых на взаимовыгодной договорной основе, могут быть:

  • предоставление частным предприятиям возможности использования федеральной инфраструктуры в рамках операторского бизнеса по доведению космических услуг до конечного пользователя;
  • совместное финансирование пилотных проектов, которые впоследствии тиражируются и продвигаются на рынке за счет частного сектора;
  • привлечение создаваемых операторских компаний частного сектора к оказанию услуг потребителям федеральных, региональных и муниципальных органов власти;
  • долевое финансирование НИОКР по созданию пользовательской аппаратуры и программно-аппаратных комплексов за счет средств федерального бюджета и частного сектора с их последующим тиражированием и продвижением на рынке засчет средств частного сектора.

Головные исполнители проектов определяются в соответствии с установленным российским законодательством порядком, в том числе по результатам конкурсов.

Участие предприятий коммерческого сектора способствует созданию благоприятной инвестиционной среды для реализации ФКП. Значительный объем финансирования выполняемой в настоящее время Федеральной космической программы России на 2006-2015 гг. приходится на дополнительно привлекаемые к бюджетным -средства частных компаний.

Другим обязательным условием участия того или иного предприятия коммерческого сектора в перспективных работах, предусмотренных ФКП, является наличие у предприятия лицензии на право осуществления космической деятельности. При выдаче такой лицензии Роскосмос учитывает состояние материально-технической базы предприятия, в том числе наличие системы контроля качества и надежности, инновационность предлагаемых предприятием проектов, соответствие предлагаемой продукции мировому уровню, ее конкурентоспособность.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2009
Посещений: 5193

Статьи по теме

  Автор

Анатолий Перминов

Анатолий Перминов

Руководитель Федерального космического агентства. Родился 16 июня 1945 года в Кировской области. После окончания в 1967 г. Пермского высшего военного командно-инженерного училища получил специальность инженера-механика по ракетным двигателям. Высшее военное образование он получил в г. Москве в 1976 г., где окончил командный факультет ныне Военной академии имени им. Петра Великого. После окончания в 1991 г. Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ был назначен начальником Государственного научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны. Под его непосредственным руководством осуществлено более ста запусков космических аппаратов и межконтинентальных баллистических ракет.
C 28 марта 2001 г. — командующий Космическими войсками. С марта 2004 г. распоряжением правительства Российской Федерации назначен руководителем Федерального космического агентства. А.Н. Перминов — доктор технических наук, является профессором Московского авиационного института и возглавляет кафедру "Эксплуатация
ракетно-космической техники".

Всего статей:  1

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций