Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мобильный VSAT для обеспечения ШПД на железнодорожном транспорте

Владислав
Тамаркин
Заместитель руководителя центра ОАО "НИИАС"
Татьяна
Лобанова
Главный специалист центра ОАО "НИИАС"

Увеличение номенклатуры и повышение качества предоставляемых услуг пассажирам скоростных, фирменных и международных поездов является обязательным условием повышения привлекательности железнодорожного транспорта, повышения эффективности его работы. Одним из видов таких услуг является организация доступа пассажиров к сети Интернет и другим мультимедийным услугам.

Предоставление широкополосного доступа в Интернет пассажирам позволит:

  • посылать и принимать электронную почту;
  • использовать сервисы VoIP (Скайп);
  • осуществлять Web-браузинг;
  • осуществлять доступ в корпоративные интранет-сети через VPN.

Мультимедийные сервисы для пассажиров включают в себя:

  • видео по запросу;
  • телевидение в реальном времени;
  • игры и развлечения, заказ билетов, гостиниц, такси и т.д.

В июле 2010 г. специалисты ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ОАО "ФПК") провели маркетинговое исследование по анализу востребованности услуги доступа в Интернет в фирменных поездах ОАО "ФПК", которое показало, что беспроводной доступ в Интернет на поездах может склонить людей чаще пользоваться этим видом транспорта: 81,3% опрошенных, занимающихся бизнесом, предпочли бы автомобилям и самолетам поезда, если бы они были оборудованы доступом в Интернет (см. рис. 1). Было также обнаружено, что чем длительнее путешествие в поезде, тем больше люди заинтересованы в услуге доступа в Интернет, чтобы выполнить определенную работу.


Данное распределение характерно для всех фирменных поездов различных направлений формирования ОАО "ФПК", включая ночные поезда сообщением Москва — Санкт-Петербург.

Параметры услуги сети Интернет для пассажиров поездов дальнего следования следующие:

  • минимальная приемлемая скорость доступа в Интернет на один поезд — от 2 до 4 Мбит/с;
  • способ соединения — беспроводной;
  • тарифный план — два варианта с возможностью выбора для пассажира:
    • безлимитный тариф — до 5% от стоимости проезда (предоплата, включенная в стоимость проезда);
    • фиксированное время — до 100 руб/ч (оплата по факту картой различного номинала соответствующего провайдера, приобретенной у проводника);
  • средняя продолжительность пользования Интернетом в поезде — 2,5 ч;
  • средний объем скачиваемой информации — 16,25 Мбайт на одного пользователя (за 2,5 ч).

Мировой опыт предоставления услуги ШПД на высокоскоростных и скоростных поездах

В настоящее время широкополосным доступом в Интернет оснащены высокоскоростные поезда, курсирующие в Америке, Канаде, Японии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Нидерландах, Казахстане и других странах.

Как показывает мировой опыт, оснащение широкополосным доступом в Интернет высокоскоростных, скоростных и поездов дальнего следования может происходить двумя способами:

1. Внутрипоездная беспроводная технология Wi-Fi и доступ к наземной инфраструктуре через технологию 3G/4G/Wi-Fi.

В странах Европы с хорошо развитой инфраструктурой операторов сотовой связи, в частности на поездах Pendolino, которые курсируют по территории Финляндии, полностью охваченной сетями сотовой связи третьего (3G) поколения, для обеспечения услуг широкополосного доступа предусмотрено именно это техническое решение, при котором обеспечивается доступ к сети Интернет со скоростью от 9,6 до 360 кбит/с на один канал.

В январе 2003 г. пассажиры высокоскоростных поездов железных дорог Швеции первыми в мире получили возможность доступа в сеть Интернет в реальном времени на маршруте Ге-теборг — Мальме — Копенгаген. Затем в Великобритании компания-оператор GNER применила технологию Icomera на магистрали Восточного побережья в поездах сообщения Лондон — Лидс — Эдинбург.

В Японии беспроводная связь появилась в 2009 г. в поездах, обращающихся на линии Токайдо Синкансен по маршруту Токио — Осака. Помимо операторов высокоскоростных и дальних сообщений, над обеспечением связи в поездах работают также компании пригородных и региональных перевозок.

2. Внутрипоездная беспроводная технология Wi-Fi и доступ к наземной инфраструктуре через технологию VSAT/3G/4G/Wi-Fi (комбинированное решение).

В поездах Thalys сообщения Париж — Брюссель — Амстердам компания 21 Net, европейский интернет-провайдер, организовала спутниковый доступ в Интернет для пассажиров скоростных поездов.

В решении доступа в Интернет от компании 21 Net (см. 21net.com) пассажиры поездов имеют доступ в Интернет по сети Wi-Fi, организованной в вагонах. На станциях поезд подключается к местным беспроводным сетям широкополосного доступа, а в пути трафик идет через спутник. На крыше поезда установлены спутниковые антенны.

Также компания 21Net оснастила услугой широкополосного доступа в Интернет на основе технологий 2G/3G/4G покрытия сети GSM, беспроводной технологии Wi-Fi и спутниковой технологии VSAT, поезда итальянской компании NTV — первого частного оператора пассажирских перевозок на высокоскоростной железнодорожной сети Италии на поездах AGV.Italo. Запуск данной услуги в коммерческую эксплуатацию был успешно произведен в апреле 2012 г. на итальянских железных дорогах, на самых протяженных маршрутах: Венеция — Рим (с остановками в Падуе, Болонье и Флоренции), Милан — Рим (с остановками в Болонье и Флоренции), а также между девятью итальянскими городами (всего 12 станций). Консорциум компаний Orange и Еи-telsat реализовал услугу широкополосного доступа в Интернет на основе интегрированного решения на 52 поездах французских железных дорог SNCF на восточном направлении: Париж — Берлин, Париж — Лозанна. Это решение планируется распространить на все скоростные направления французских железных дорог. В Казахстане для предоставления Интернета пассажирам высокоскоростного поезда "Тулпар" сообщением Астана — Алматы — Астана, использован широкополосный канал спутниковых систем связи с зоной покрытия на всей территории Республики Казахстан. Пропускная способность канала до 2 Мбит/с. Внедряемая технология предусматривает использование технологии передачи данных Sky Edge.

Состояние дел по оснащению ШПД в Интернет в России в настоящее время

В России в настоящее время задача обеспечения доступом в Интернет на высокоскоростных поездах "Сапсан" и "Аллегро" решается на основе использования технологий сотовой подвижной радиосвязи третьего (3G) поколения, а также использования внутрипоездной сети беспроводного радиодоступа стандарта Wi-Fi.

Операторами сотовой подвижной радиосвязи общего пользования ведется поэтапное внедрение систем широкополосного доступа третьего поколения (3G) и в перспективе четвертого поколения (4G), однако в малонаселенных местностях, расположенных по маршрутам движения пассажирских поездов, осуществление полного покрытия проблематично и не обеспечивает необходимого качества для предоставления данной услуги.

В ходе совместных испытаний ОАО "НИИАС" с заинтересованными компаниями с 2 по 4 ноября 2009 г. на маршрутах движения Москва — Санкт-Петербург — Бусловская, Москва — Нижний Новгород осуществлены проверки сетей сотовой подвижной радиосвязи операторов ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ОАО "МегаФон" и ОАО "ВымпелКом" ("Билайн"), а также протестированы средства спутниковой связи "Инмарсат" — станция Explorer 250, показавшая низкую скорость передачи данных.

На рис. 2 представлена карта покрытия сетью сотовой связи GSM/UMTS оператора "МегаФон" (наилучший результат) на маршрутах движения Москва — Санкт-Петербург — Бусловская, Москва — Нижний Новгород.


В ходе эксплуатационных испытаний в период с 26 июля по 1 августа 2010 г. были проверены технические характеристики и функциональные возможности двух VSAT-станций спутниковой связи Кu-диапазона:

  • спутниковой антенны OrTes AL-3602-TxRx совместно с модемом EASTAR UHP-1000 через спутник NSS 12 (57 град, в.д.);
  • спутниковой антенны StarCarTM совместно с модемом Comtech-570L через спутник Intelsat-904 (60 град, в.д.).

На рис. 3 представлена карта покрытия спутниковой связью VSAT на маршрутах движения Москва — Санкт-Петербург — Бусловская, Москва — Нижний Новгород.


Анализ испытаний средств спутниковой связи показал возможность применения данной технологии для организации доступа к сети Интернет и обеспечения других приложений и функций при использовании на железнодорожном транспорте. В ходе проверки были получены следующие показатели по устойчивому функционированию оборудования спутниковой связи:

  • участок Москва — Санкт-Петербург — Бусловская до 85% покрытия;
  • участок Москва — Нижний Новгород до 90% покрытия.

Последний этап испытаний широкополосного доступа в Интернет ОАО "Федеральная пассажирская компания" совместно с ОАО "НИИАС" и заинтересованными компаниями провели с 9 по 26 декабря 2011 г. на участках Москва — Мурманск, Москва — Адлер, Москва — Климов и Москва — Екатеринбург.

Тестировались:

  • VSAT-станция спутниковой связи (антенная система OrTes AL-3602);
  • VSAT-станция спутниковой связи (антенная система RaySat E-7000). Спутниковая связь обеспечивалась через КА Intelsat-17 с пропускной способностью до 4 Мбит/с;
  • прием сигналов сотовой связи организовывался через многодиапазонную антенну H+S SWA 0859/360/4/0/DFRX30_3 и модемы 3G и Wi-Fi, входящие в состав мобильного маршрутизатора.

Все оборудование показало хорошую пропускную способность каналов (непрерывность ТВ-трансляции, интернет-доступа и голосовой телефонной связи), обеспечивалось автоматическое переключение между каналом спутниковой и сотовой связи. Доступность услуги на всех маршрутах следования — не менее 93%, при этом спутниковый канал обеспечивал до 80% бесперебойной работы.

Канал спутниковой связи показал скорости передачи данных — до 4 Мбит/с, канал 3G — до 2,5 Мбит/с. Результаты последнего этапа испытаний показали следующие скоростные показатели спутникового канала связи по направлениям (см. рис. 4—7): Москва — Климов; Москва — Адлер; Москва — Екатеринбург; Москва — Мурманск.


На основе всех вышеперечисленных этапов проведенных испытаний был сделан вывод о том, что оптимальным решением в российских условиях является применение комбинированного решения: внутрипоездная беспроводная технология Wi-Fi и доступ к наземной инфраструктуре через технологии VSAT/3G/4G/Wi-Fi.

Основными элементами системы являются внутрипоездная сеть, каналы связи с внешними системами и наземная инфраструктура для выхода в Интернет, ТВ-вещания и решения технологических задач ОАО "ФПК".

ШПД на поездах дальнего следования

Для отработки комбинированного решения по предоставлению доступа в Интернет пассажирам поездов и отладки контента, во втором полугодии 2012 г. ОАО "Федеральная пассажирская компания" совместно с крупнейшими в России спутниковыми операторами оснастила две опытные зоны: компания ООО "СТЭК.КОМ" приступила к оказанию услуги широкополосного доступа в Интернет в поездах дальнего следования "Лотос", курсирующих по маршруту Москва — Астрахань (2 состава), и компания ООО "РуСат" — в поездах дальнего следования "Жигули" (Москва — Самара, 2 состава).


Данная услуга предоставляется по всему маршруту следования подвижного состава со скоростью до 4 Мбит/с, благодаря интеграции трех технологий — спутниковой связи VSAT, 3G и Wi-Fi.

По оценке ОАО "НИИАС", такая услуга будет востребована и на других международных направлениях, таких как Ницца, Берлин, Париж, Хельсинки, Киев, Варшава, Прага, Пекин, Будапешт, Улан-Батор.


Также задача предоставления данной услуги должна решаться для пассажиров на направлениях XXII Олимпийских зимних игр-2014 в Сочи и чемпионата мира по футболу-2018 (Москва — Казань, Екатеринбург, Сочи (Адлер), Саратов, Самара, Ростов-на-Дону), на дальних направлениях фирменных поездов (Владивосток, Барнаул, Уфа, Красноярск, Калининград, Пермь, Кемерово, Саранск, Оренбург, Новосибирск, Челябинск, Новый Уренгой, Сыктывкар, Екатеринбург, Кисловодск, Новороссийск, Астрахань) и на основных по заполняемости маршрутах скорых поездов.


Примерный объем потенциального рынка по оснащению пассажирских поездов ОАО "ФПК" услугой широкополосного доступа, по оценке ОАО "НИИАС", составит:

  • 20 составов международных поездов;
  • 56 составов фирменных поездов;
  • 78 составов скорых поездов.

В настоящее время ОАО "Федеральная пассажирская компания" принято решение о внедрении данной услуги на различных направлениях начиная с 2013 г.

Основные проблемы внедрения ШПД

Основные проблемы внедрения услуги широкополосного доступа в Интернет и к мультимедийному контенту на поездах ОАО "ФПК" видятся в следующем:

  • недостаточный спутниковый ресурс на отечественных КА;
  • технические проблемы затенения спутникового сигнала в лесополосе и туннелях, а также низкий угол места поездной спутниковой антенны в высоких широтах (Мурманск, Архангельск), что затрудняет прием спутникового сигнала;
  • внедрение систем широкополосного доступа на международных направлениях движения занимает особое место, поскольку требует согласований с железнодорожными и частотными службами европейских стран и Европейским космическим агентством.

Реализация задачи

Реализация задачи предоставления широкополосного доступа к мультимедийному контенту и Интернету для предоставления услуги пассажирам и для технологических нужд ОАО "РЖД" позволит достичь следующих результатов:

  • обеспечит возможность предоставления услуг широкополосного доступа к мультимедийному контенту и в Интернет с гарантированным качеством;
  • обеспечит дополнительные сервисные услуги на платной основе;
  • обеспечит привлекательность железнодорожного транспорта за счет расширения предоставляемых сервисов;
  • обеспечит рост экономической эффективности использования собственности ОАО "РЖД";
  • обеспечит развитие высокотехнологичных направлений в отрасли;
  • создаст условия для расширения возможностей информационно-управляющих систем, эксплуатируемых в ОАО "РЖД";
  • обеспечит сокращение отставания ОАО "РЖД" от мировых перевозчиков на железнодорожном транспорте в области информационно-коммуникационных технологий.

Экономический эффект

Экономический эффект от внедрения услуги широкополосного доступа для пассажиров поездов и технологических нужд ОАО "РЖД" достигается за счет следующих факторов:

  • увеличение уровня пассажирских перевозок и повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта;
  • предоставление широкой номенклатуры услуг пассажирам на возмездной основе.

Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2013
Посещений: 11300

Статьи по теме

  Автор

Владислав Тамаркин

Владислав Тамаркин

Заместитель руководителя Центра стратегических разработок, ОАО "НИИАС"

Всего статей:  3

  Автор

Татьяна Лобанова

Татьяна Лобанова

Главный специалист центра ОАО "НИИАС"

Всего статей:  1

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций