Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Инновационные системы Digital Signage (DS) в сфере образования

Александр
Кондрашин
К.т.н., профессор РГТУ им. К.Э. Циолковского
Владимир
Слепцов
Д.т.н., профессор РГТУ им. К.Э. Циолковского
Андрей
Лямин
Старший преподаватель РГТУ им. К.Э. Циолковского

В настоящее время среди технологий доставки видеоконтента пользователям особое место занимает система Digital Signage (DS - дословно "цифровые вывески"), позволяющая доставлять потребителю специализированный контент. Она представляет собой комплекс аппаратного и программного обеспечения, позволяющего создавать целевой контент, контролировать его доставку, а также транслировать его потребителю согласно определенному расписанию. То есть это комплекс, состоящий из средств отображения информации (СОИ) и сети коммутации и распределения AV-сигналов (сетевое телевещание).

Технология DS

Новая технология DS объединила в себе преимущества рекламных, телевизионных, информационно-цифровых технологий [1, 2] и предназначена для замены традиционных наружных и внутренних носителей рекламы (щиты, постеры, плакаты и т.д.), а также демонстрации нарезок ТВ-программ.

Управление дисплеями и выводом информации по технологии DS должно осуществляться по принципу:

  1. любой источник, то есть видами распространяемого контента могут быть:
    • фильмы и видеопрограммы на физических носителях;
    • фотографии и видеоролики, снятые на камеры;
    • нарезка эфирного спутникового и кабельного ТВ;
    • графические и видеофайлы, загружаемые с FTP- и Web-серверов, из пиринговых сетей и т.п.
  2. в любом месте - поддержка передачи контента по локальной сети и через Интернет, что значительно повышает гибкость и масштабируемость системы;
  3. в нужное время - предусмотрены средства автоматического и ручного формирования одного или нескольких расписаний демонстрации контента для каждой точки;
  4. на любом экране - система абсолютна, инвариантна по отношению к источникам и средствам отображения информации, что позволяет использовать в проектах любые дисплеи.

Преимущества DS:

  • универсальность (демонстрация разнообразной информации практически любого формата, от статических изображений до видео высокого разрешения со звуковым сопровождением);
  • адресность доставки актуальной информации;
  • возможность создания контента, адаптированного к условиям медиа-потребления;
  • оперативность обновления информации;
  • быстрая окупаемость систем DS (в первый же год эксплуатации).

В состав DS входят:

  • сервер хранения и обработки файлов. Он обрабатывает информацию, поступающую непосредственно с Web-камер, по телевизионным и спутниковым каналам, по каналам (лентам) новостей информационных агентств и т.д., не только в режиме офлайн (возможность трансляции пользователям заранее подготовленных видеороликов, небольших видеофильмов и т.д. по их предварительному запросу), но и в режиме реального времени (онлайн). Программная часть позволяет создавать шаблоны показов, делить экран на множество зон, в каждой из которых может транслироваться свой информационный поток. Для каждой зоны или страницы может быть создано собственное расписание показов;
  • транспортный сервер, который предназначен для кодировки и управления видеопотоками, а также контроля доставки видеоконтента до его потребителя;
  • сети передачи данных (СПД) от транспортного сервера к видеоплеерам. Сеть коммутации и доставки контента к средствам отображения информации (СОИ) может быть построена с использованием традиционных телевизионных сетей на базе коаксиального кабеля или по витой паре по интерфейсам VGA, DVI, HDMI. В настоящее время существуют также и разнообразные беспроводные СПД. Наиболее популярными являются сети на базе IP-протокола: Ethernet с приемниками и передатчиками сигналов, Wi-Fi, WiMAX, сети 3G/4G, хотя встречаются и сети DVB-T2, DVB-S2, DVB-C2 (сети цифрового эфирного, спутникового и кабельного вещания);
  • системы декодирования и управления выводом видеоконтента, в которые может входить и система VDC (Video Display Controlers), отвечающая в зависимости от требований заказчика как за управление индивидуальными устройствами графического отображения, так и за управление масштабируемыми видеоинформационными системами коллективного пользования ВИС КП.

Основные недостатки систем DS

Исходя   из   структуры   системы, можно выделить и следующие основные недостатки систем DS:

  • работа системы осуществляется только в режиме broadcast (всем) при практически полном отсутствии обратной связи с потребителем контента;
  • ограниченная мобильность системы (значительные трудности доставки контента на мобильные устройства);
  • видеоконтент не может быть телевизионным, а должен быть специально созданным (адаптированным под специфику медиаконтента посетителя и самого объекта).

В таблице представлены сравнительные характеристики различных систем доставки видеоконтента пользователям.


Области применения

При анализе данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что системы DS являются "средней" системой между традиционным TV и IPTV, так как изначально создавались для использования в торговых центрах, в сфере продажи услуг, в кинотеатрах, на стадионах и вокзалах.


В настоящее же время они становятся все более востребованными в крупных офисах, на производстве, в медицинских и образовательных учреждениях. Причем информационная составляющая систем (DS) начинает приближаться к рекламной [3].

Сфера образования

Объекты образования (учреждения среднего, высшего и профессионального образования) должны всегда быть приоритетными для государства, и оснащение их передовыми информационными технологиями, каковыми являются системы DS, - одна из первоочередных задач. Для более полного охвата аудитории информационные панели размещаются в местах массового скопления студентов. Это позволило бы решить целый комплекс задач:

  • распространение различных срочных сообщений администрации института сотрудникам и студентам подразделений и удаленных филиалов;
  • распространение различного видеоинформационного материала среди студентов (разнообразные видеоролики, расписание занятий и мероприятий, сессий, результаты тестирований) в режиме реального времени;
  • опубликование различной информации государственных и коммерческих организаций, например с предложениями работы или участия в общественных мероприятиях городского или федерального уровня.

В настоящее время в образовании существует относительно небольшое количество эффективно работающих DS-комплексов [4]. В связи с этим необходимо обучение специалистов соответствующего профиля, которые могли бы создать оптимальное построение систем DS и снизить стоимость их эксплуатации.

Литература

  1. Фабиус А. Цифровые рекламно-информационные системы, какую дисплейную технологию использовать-? // Равно AV. - 2008. - № 1. - С. 26-30
  2. Кочеганова Н. Digital Signage - еще не знакомый, не уже незаменимый //Журнал 625. - 2010. - № 3. - С. 51-60
  3. Фрунжан А. Информационная составляющая систем Digital Signage. Корпоративный сектор // Равно AV. -2009.-№ 1.-С. 16-18.
  4. Лысова Н. Digital Signage - альтернативы нет! // MediaVision. -2011.-№6(16).-С. 18-19.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2012
Посещений: 6911

Статьи по теме

  Автор

Александр Кондрашин

Александр Кондрашин

К.т.н., профессор РГТУ им. К.Э. Циолковского

Всего статей:  2

  Автор

Владимир Слепцов

Владимир Слепцов

Д.т.н., профессор РГТУ им. К.Э. Циолковского

Всего статей:  2

  Автор

Андрей Лямин

Андрей Лямин

Старший преподаватель РГТУ им. К.Э. Циолковского

Всего статей:  2

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций