Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ГЛОНАСС и GPS: внедрение в транспортную сферу

Сама по себе тема спутникового мониторинга и охраны в России не нова. Полтора десятка лет автомобильный парк страны растет и становится разнообразнее. Появляются и исчезают операторы спутниковых противоугонных систем, развиваются технологии, ширится сфера применения дистанционного мониторинга и контроля, растут функциональные возможности программно-аппаратных комплексов.
Роман Фильченков
Исполнительный директор
группы компаний "Эшелон Геолайф"

Выгоды совместного использования

Возвращение к жизни отечественной глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, вопреки расхожим штампам, не стало началом конкуренции между двумя работоспособными на сегодняшний день решениями – GPS и ГЛОНАСС. В основе обеих систем лежит одна идеология – орбитальная группировка из 24 спутников на геостационарных орбитах, позволяющая с достаточно высокой точностью определять местоположение объектов в любой точке земного шара. Обе они имеют "гражданский" и "военный" режимы работы для обеспечения обороноспособности своего государства. К особенностям ГЛОНАСС можно отнести более уверенную работу в высоких широтах за счет иной конфигурации орбит, а также выгодные отличия в протоколе работы, позволяющие получить повышенную точность в пересеченной местности и в городах. Так что выгоды от их совместного использования сразу же стали очевидны.

Практически вдвое большее количество спутников на орбите – это гарантированное повышение точности местоопределения даже без учета отличий в алгоритмах. И если для индивидуального использования оно не слишком актуально (задачи не те, да и современная картография здорово выручает при ошибках в координатах), то для охраны и профессионального мониторинга каждый метр не будет лишним. А если вспомнить о надвигающейся эре интеллектуальных наземных транспортных систем, точность позиционирования приобретает и вовсе определяющее значение. Ведь прогнозировать движение транспортных потоков и управлять ими можно лишь на основании абсолютно достоверных данных. Иначе никакого управления не получится.

Вторым преимуществом совместного применения двух навигационных систем является резервирование на случай сбоев в работе или намеренного отключения одного из глобальных операторов. С оставшимся можно будет вполне надежно работать, помня лишь об увеличившейся погрешности определения координат. Ситуации, когда перестанут работать в "гражданском" режиме обе сети, лучше не рассматривать совсем, поскольку понятно, что, если такое случится, навигация будет интересна только тем, кто имеет к ней доступ всегда.

И наконец, третье, пока недооцененное преимущество развития сети ГЛОНАСС – это мощный импульс, который она дает отечественной электронной отрасли. Необходимость создания совмещенных GPS/ГЛО-НАСС-чипсетов и навигационных приемников на фоне вялого интереса к данному вопросу основных производителей этого класса электроники – это небывалый шанс для российских разработчиков и производителей. Да, сегодняшние изделия пока отстают от мирового уровня и по размерам, и по энергопотреблению, а по цене ощутимо его превосходят. Но уже сейчас можно сказать, что все это – болезни роста, последствия многолетнего отставания в области высоких технологий. И уже в течение года или двух рынок получит полноценные изделия – компактные, экономичные и относительно недорогие.

Внедрение в повседневную жизнь

Этот рывок позволит ускорить массовое внедрение спутниковых навигационных технологий в нашу повседневную жизнь, а в транспортной и конкретно в автомобильной сфере – расширить область применения таких систем практически до каждого автомобиля, выпускаемого или продаваемого в России. С точки зрения социальной значимости в первую очередь тут стоит отметить активно развивающиеся программы eCall (автоматический вызов экстренных служб в случае аварии или иной чрезвычайной ситуации) и "золотой час" (прибытие спасателей на место аварии в течение первого часа), основанные на передаче точных координат места происшествия в диспетчерскую службу и направленные на снижение смертности в автокатастрофах и других ЧС, связанных с автомобилями. Использование ГЛОНАСС в системах мониторинга открывает им дорогу в государственные и муниципальные транспортные организации, давно нуждающиеся в оптимизации производственных процессов и страдающие из-за недостаточно быстрого появления абонентских устройств с приемниками ГЛОНАСС. В сфере противостояния криминальным посягательствам на транспорте, появление совмещенных GPS/ГЛОНАСС-устройств поможет увеличить точность определения места при поиске угнанного автомобиля, одновременно повышая стойкость комплексов к методам радиоэлектронной борьбы, активно применяемым угонщиками.

Сегодняшние изделия пока отстают от мирового уровня и по размерам, и по энергопотреблению, а по цене ощутимо его превосходят. Но уже сейчас можно сказать, что все это – болезни роста, последствия многолетнего отставания в области высоких технологий. И уже в течение года или двух рынок получит полноценные изделия – компактные, экономичные и относительно недорогие.

Не стоит полагать, что развитие ГЛОНАСС-совместимых решений окажется бесполезным для обычного пользователя навигации. Рост точности и скорости позиционирования и тут сослужит добрую службу, позволяя активнее применять геоинформационные системы для ориентации в незнакомом районе, поиска поблизости от себя необходимых товаров и услуг и даже для поиска друзей на карте города. В общем, как это некогда было с сотовой связью, мы пока даже не представляем, насколько плотно спутниковая навигация входит в нашу жизнь и сколько новых возможностей она в себе таит. Добро пожаловать в будущее, друзья!

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2010
Посещений: 5460

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций