Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Безопасность полетов авиации обеспечивают спутники связи и навигации

Вячеслав Новиков
К.в.н., доцент

Важным элементом обеспечения безопасности полетов является совершенствование системы радиосвязи на воздушном транспорте, бортового радиотехнического оборудования. Воздушное судно (ВС), имеющее средства радиосвязи, и соответствующий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны осуществлять между собой радиосвязь.

Для осуществления радиотехнического обеспечения полетов ВС и радиосвязи с ними специально уполномоченным органом в области обороны в установленном порядке выделяются радиочастоты, которые должны быть защищены от помех.

В соответствии с концепцией федеральной целевой программы (ФЦП) "Создание и развитие Аэронавигационной системы России (2008–2015 гг.)" предусматривается переход к перспективным наземным и бортовым спутниковым средствам и многофункциональным космическим системам (КС).

Внедрение перспективной авионики, основанной на спутниковых технологиях, для связи, навигации, управления и организации воздушного движения позволит повысить уровень авиационной безопасности к 2015 г. в 2,7 раза.

Немного истории...

В период 60–70-х гг. прошлого столетия начали разрабатываться космические аппараты (КА) ретрансляции, связи и телевещания. Первый спутник связи "Молния-1" был выведен на высокоэллиптическую орбиту 23 апреля 1965 г. с периодом обращения около 12 часов. При такой орбите в северном полушарии обеспечивался сеанс связи с объектами длительностью до 8–10 часов в сутки. Три спутника на таких орбитах поддерживали непрерывную круглосуточную связь.

Поэтому в первые 10–15 лет космической эры проявилась тенденция перехода от запусков одиночных КА к созданию постоянно функционирующих КС.

Космическая система связи имеет четыре основные составляющие:

  • космический сегмент, состоящий из спутников-ретрансляторов;
  • наземный сегмент (земные или береговые станции);
  • сегмент управления;
  • пользовательский сегмент составляет парк абонентского оборудования (или терминалы). Оборудование представляет    собой    небольшие радиостанции, в которые входят две основные  части:  антенный  блок, установленный в месте, откуда есть прямая      видимость      спутника, и системный блок, размещенный, как правило, в закрытой части подвижного объекта.

К середине 1990-х гг. появились КС, которые позволяют абоненту подвижной спутниковой связи (СС) пользоваться навигационными данными и осуществлять передачу формализованных данных и связь между компьютерными сетями. Примером может служить КС персональной СС и передачи данных "Гонец", обеспечивающая конфиденциальную связь, автоматизированный сбор информации об оперативной обстановке, а также сбор данных о сопровождении особо опасных грузов.

Необходимо заметить, что создание систем СС сопряжено с большими финансовыми вложениями.

Какому виду авиации нужна спутниковая связь?

Во-первых, спутниковая связь необходима гражданской авиации (ГА), воздушные суда которой выполняют полеты по международным трассам ГА, в том числе по трассам зональной навигации европейского региона, а также необходима для обеспечения полетов в зоне Северной Атлантики.

Во-вторых, государственной авиации, наибольший состав парка ВС которой приходится на Министерство обороны РФ (это самолеты дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации). На наш взгляд, спутниковую связь целесообразно иметь на самолетах дальней авиации (Ту-160 и Ту-95М) и военно-транспортной авиации (Ил-76 и Ил-86).

Необходимость обязательного оснащения воздушных судов аппаратурой спутниковой навигации определена постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 "Об оснащении транспортных средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".

Для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе пассажирского самолета Ил-86 в 1992 г. был создан воздушный командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП). Всего построено четыре самолета. Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа. В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Кроме того, станция спутниковой связи установлена на самолете Ил-62 "Салон" RA-86572.

Оснащение воздушных судов аппаратурой спутниковой навигации

Однако рыночная экономика определяет приоритетные направления внедрения спутниковых технологий в авиации.

Процесс внедрения спутниковых технологий рассмотрим на примере оснащения воздушных судов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, которое началось с 2001 г.

Хочется отметить, что этот процесс идет медленными темпами. По данным Росавиации, на начало 2011 г. из 1869 отечественных воздушных судов, находящихся в эксплуатации (908 самолетов и 961 вертолет), оснащено аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS только 232 воздушных судна.


Сегодня в России разработана спутниковая система контроля местоположения (ССКМ)  воздушных судов, в   состав   которой   входит   система подвижной      спутниковой      связи "ИНМАРСАТ", спутники ГЛОНАСС, GPS и сеть Интернет. В состав авиационного терминала ССКМ входят:

  • блок спутникового приемопередатчика (совмещенного с приемником ГЛОНАСС/GPS и антенной);
  • пульт с кнопкой тревожной сигнализации;
  • пульт управления.

ССКМ установлена на вертолетах Ми-8АМТ и Ми-26. При перелете вертолета Ми-8АМТ из Тюмени в Конго ССКМ позволила представителям авиакомпании получать информацию о местоположении воздушного судна и его параметрах в реальном времени и при необходимости своевременно принять меры по обеспечению безопасности полета. Применение космических систем связи и навигации в авиации позволит повысить безопасность и регулярность полетов.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2011
Посещений: 12390

Статьи по теме

  Автор

Вячеслав Новиков

Вячеслав Новиков

К.в.н., доцент

Всего статей:  7

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций