Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Антенные системы SOTM (Satcom-On-The-Move) ООО "Технологии Радиосвязи"Satcom-On-The-Move (SOTM) antenna systems RadioComm Technologies Ltd

Владимир
Бобков
Генеральныи директор ООО “Технологии Радиосвязи”, к.т.н.
Vladimir
Bobkov

General Director RadioComm Technologies Ltd., Candidate of Science
Николаи
Званцугов
Технический директор ООО “Технологии Радиосвязи”, к.т.н.
Nikolay
Zvantsugov

Technikal Director RadioComm Technologies Ltd., Candidate of Science

В 2018 г. ООО “Технологии Радиосвязи” исполнилось 10 лет. Одним из основных направлений развития компании в последние пять лет являются мобильные комплексы и терминалы для связи в движении. Это определено достаточно высокой актуальностью задачи. Динамика роста – самая высокая в отрасли (хотя в количественном выражении – небольшое число станций по сравнению с фиксированными VSAT-терминалами). В техническом сообществе спутниковой связи ведется активное обсуждение развития ССС, в том числе много внимания уделяется связи в движении [1].

Развитие спутниковой связи в движении дошло также и до самолетов, в том числе в России. В апреле 2018 г. “Аэрофлот” заключил контракт на оснащение 81 узкофюзеляжного самолета Airbus A320 и A321 системами развлечений и доступа в Интернет через Wi-Fi. Контракт выиграла компания “СТЭК.КОм”. Первые восемь A320 уже оснастили системой доступа в Интернет, а остальные планируется оборудовать до декабря 2019 г. [2].

“Газпром космические системы” в подписанном с Gilat cоглашении о сотрудничестве от 29.08.2018 г. также озвучил одну из целей – обеспечение связи в движении, в том числе на самолетах [3]. Соглашение предусматривает, например, разработку решений для организации связи на борту самолетов в Ка- и Кu-диапазонах на территории России и вне ее, поддерживаемых несколькими спутниками ГКС и других спутниковых операторов при использовании двухдиапазонной антенны Gilat в Ku- и Ka-диапазонах. В планах предусматривается предоставление услуг связи пассажирам железнодорожного транспорта с использованием терминалов Gilat On-The-Move и емкости спутников ГКС.

ООО “Технологии Радиосвязи” с 2015 г. занимается созданием терминалов спутниковой связи на базе антенных систем SOTM (Satcom-On-The-Move).

Создано (разработано, изготовлено и испытано) 15 антенн данного типа. Первые поставки осуществлены в 2016 г. Из них (рис. 1):

  • семь на базе антенной решетки;
  • восемь на базе параболы.

Распределение по применению на различных видах транспортных средств (рис. 2):

  • девять самолетных антенн;
  • шесть антенн для наземных транспортных средств.

По функциональным параметрам SOTM на базе параболы и ФАР не имеют принципиальных различий. Применение ФАР оправданно в случаях имеющегося ограничения по высоте при размещении SOTM на транспортных средствах.


Антенны и станции SOTM в целом – это очень высокотехнологичный и наукоемкий продукт, начиная от исполнения антенны и исполнительных механизмов, Slip Ring (контактные вращающиеся кольца), Rotary Joint (вращающиеся волноводные сочленения) и заканчивая специализированным ПО. Важно отметить, что все СПО контроля и управления, включая алгоритмы наведения и автосопровождения КА, разработаны специалистами ООО “Технологии Радиосвязи”.

Наземные комплексы SOTM

С 2015 г. разработано два типа станций SOTM (рис. 3–4):

  • 0,6 м на базе параболы;
  • 0,6 м на базе антенной решетки (ФАР).


Проведенные испытания показали, что при мощности излучения 30 Вт (максимальная разрешенная мощность излучения для антенны 0,6 м) достижимая информационная скорость SOTM в канале на передачу составляет 10 Мбит/с (при работе на корреспондирующую станцию с антенной 9,3 м в центре зоны обслуживания КА “Ямал-402”, при ясной погоде без осадков).


При заданном в канале связи Кг = 0,99 и более гарантированная скорость передачи с SOTM составляет около 1 Мбит/с.

Авиационные (самолетные) комплексы SOTM

С 2015 г. ООО “Технологии Радиосвязи” разработано и создано несколько типов самолетных станций спутниковой связи для обеспечения высокоскоростных потоков в Ku-диапазоне с линейной поляризацией (рис. 5–7):

  • 0,48 м парабола;
  • 0,45 м ФАР;
  • 0,6 м ФАР.

Особенностью проектирования станций для самолетов является удовлетворение требований заказчика в части вписывания антенной системы в габаритные размеры уже существующих радиопрозрачных укрытий (РПУ, гаргротов), что и обусловило появление достаточно экзотических типоразмеров антенн с эквивалентным диаметром 0,48 м и 0,45 м. Конструкции указанных антенн оптимизировались под выделенную на самолете зону размещения с учетом размеров зоны ометания. Особенностью антенн самолетного исполнения также является рабочая температура до -55 °С.


К организационным особенностям создания самолетных станций можно отнести согласование с изготовителем/разработчиком самолета конструкции установки аппаратуры на фюзеляж и прокладку волноводного тракта и кабельных трасс через фюзеляж.


Все антенные системы прошли тестирование не только радиотехнических параметров, но и полный цикл испытаний на климатические воздействия, вибро- и ударные нагрузки и др.


Отработка технических решений и ПО производится на специально созданном 3-осном стенде с использованием СПО ООО “Технологии Радиосвязи” (рис. 8).


Общие особенности работы SOTM при работе на транспортных средствах:

  • затенение в средних северных широтах (при работе через КА на ГСО);
  • возникновение виражной ошибки.

Состав систем наведения SOTM 000 “Технологии Радиосвязи” максимально унифицирован для всех типов антенн SOTM и включает в себя:

  • гирокурсовычислитель ГКВ;
  • блок системы наведения БСН;
  • приемник ГЛОНАСС/GPS;
  • блок управления антенной БУА-Т, работающий под ОС Windows или Astra Linux.

Алгоритмы работы систем наведения включают в себя несколько вариантов:

  • вариант 1 – самостоятельная работа СНА SOTM;
  • вариант 2 – сопряжение СНА с навигационной системой самолета или железнодорожного состава (БИНС).

Заключение

ООО “Технологии Радиосвязи” имеет опыт разработки SOTM как для наземных транспортных средств, так и для самолетных. Самолетные решения также могут использоваться для каналов управления и сброса информации для БПЛА.

Более подробно ознакомиться с оборудованием можно на сайте www.rc-tech.ru.

Используемая литература и ссылки

  1. Специальный выпуск “Спутниковая связь и вещание – 2018”.
  2. https://www.vedomosti.ru/busi-ness/articles/2018/04/03/755657-aeroflot-internetu
  3. https://www.gazprom-space-systems.ru/ru/news/8948/
ТЕХНОЛОГИИ РАДИОСВЯЗИ, ООО
141074, г. Королёв Московской обл.,
ул. Пионерская, 25 А
Тел/факс: +7 (495) 516-9245, +7 (495) 516-9246
E-mail: rc-tech@mail.ru
www.rc-tech.ru

Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2019
Посещений: 1996

  Автор

 

Владимир Бобков

генеральный директор ООО "Технологии Радиосвязи", к.т.н.

Всего статей:  10

  Автор

 

Николай Званцугов

технический директор ООО "Технологии Радиосвязи", к.т.н.

Всего статей:  10

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций