Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Безопасный город" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

"Умная дорога" – российский рынок M2M/IoT в области дорожной инфраструктурыSmart road – the Russian market of M2M/IoT in the field of road infrastructure

J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования рынка M2M/IoT в области интеллектуальной транспортной инфраструктуры (ИТС).

Интеллектуальная дорожная инфраструктура (Smart Road) становится одним из самых значимых элементов Интернета вещеи (IoT) в плане обеспечения безопасности дорожного движения, управления автомобильным трафиком и повышения качества сервиса для пользователеи автодорог, а также обеспечения сбора средств на развитие дорожнои инфраструктуры.

В экосистему "умных дорог" J'son & Partners Consulting включает решения для сбора и обработки данных о транспортных средствах и дорожнои инфраструктуре с целью принятия решении, включая:

  • детекторы транспортного потока;
  • адаптивные (умные) светофоры;
  • средства автоматической фиксации нарушении ПДД;
  • электронные средства безостановочной оплаты проезда;
  • паркоматы;
  • подключенные информационные табло;
  • системы автоматизированного управления освещением;
  • другие подключенные объекты (например, автоматические дорожные метеостанции, дорожные контроллеры и пр.).

Детекторы транспортного потока

Детекторы транспорта являются самым массовым элементом ИТС. Как правило, они оснащаются несколькими датчиками разного типа: микроволновым радаром для измерения скорости, ультразвуковым детектором для оценки габаритов и классификации транспортных средств по классам и многоканальным инфракрасным детектором для обеспечения подсчета автомобилеи и определения интенсивности движения.

К моменту внедрения ИТС в Москве и к началу работы ситуационного центра организации дорожного движения ГКУ ЦОДД в 2013 г. было установлено более 6,7 тыс. датчиков движения. Аналогичные проекты внедрены в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и других крупных городах России.

Умные светофоры

Первые интеллектуальные (адаптивные) светофоры появились в Москве в 2007 г. на опытном участке протяженностью 7,5 км. Расположенные на них датчики считывают данные о плотности и скорости транспортных средств, метеоусловиях и пр. Информация передается в единый центр управления системой по беспроводной связи (на тот момент по технологии WiMAX) и используется для оптимального регулирования транспортного потока. По данным на начало 2015 г., значительная доля светофорных объектов в столице подключена к автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД). Проекты по внедрению "умных" светофоров развиваются и в других крупных городах – Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Челябинске, Новосибирске, Омске, Екатеринбурге и др.

Средства автоматическои фиксации нарушении ПДД

Комплексы автоматической фиксации нарушении ПДД включают как средства фото- и видеофиксации (камеры), так и специальные технические средства (измерительные приборы).

По данным на начало 2016 г., в России комплексами автоматической фиксации нарушении правил дорожного движения охвачено несколько тысяч зон контроля, с ноября 2014 г. их число выросло на 36%. Основная тенденция в этом сегменте – это расширение спектра видов выявляемых правонарушении.

Стоимость установки стационарного комплекса фото- и видеофиксации в среднем составляет около 4 млн руб. Однако системы быстро окупают себя как с точки зрения экономики (поступления штрафов), так и эффективности (снижение количества ДПТ). Например, в Томске несколько стационарных комплексов за 10 месяцев 2015 г. собрали штрафов почти на 58 млн руб.

В Московской области стационарные комплексы фиксации нарушении ПДД за 1-е полугодие 2015 г. принесли в бюджет 560 млн руб. Таким образом, к реализации таких проектов могут быть привлечены и средства частных инвесторов, что может ускорить темпы оборудования дорог стационарными и мобильными комплексами фото- и видеофиксации нарушении ПДД.

Электронные средства безостановочной оплаты проезда

Единственным на сегодняшний день электронным средством безостановочной оплаты проезда, применяемым на российских платных дорогах, являются транспондеры DSRC (Dedicated Shot-Range Communications – специализированный протокол для одно- или двухсторонней беспроводной связи). Это относительно недорогие устройства, крепящиеся к лобовому стеклу автомобиля и обеспечивающие обмен информацией по беспроводному каналу с антеннами на пунктах взимания платы.

Более масштабныи проект запущен с 15 ноября 2015 г. Система взимания платы "Платон" создана в целях обеспечения соблюдения порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Владелец транспортного средства вносит плату, используя на выбор один из вариантов расчета платы:

  • оформление разовой маршрутной карты;
  • использование бортового устройства, оснащенного системой спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС.

Существенным драйвером развития ИТС в Москве станет ее подготовка к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г. и Кубка конфедерации в 2017 г. В ближайшее время ожидается проведение конкурса на проведение до конца 2016 г. проектных работ по установке технических средств организации дорожного движения на 75 участках улично-дорожной сети столицы: комплексов фотовидеофиксации, табло отображения информации, камер видеонаблюдения, управляемых дорожных знаков, светофорных объектов.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2016
Посещений: 12974

В рубрику "Безопасный город" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций