Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Практикум" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Вдали от основных магистралей

Андрей Самуйлов
Начальник отдела новых технологий ООО "А.Д.Д. Сервис"

- Какими проектами, реализованными в последние 3-5 лет вашей компанией с использованием оборудования и технологий спутниковой связи и вещания, вы больше всего гордитесь? Чем они замечательны? Опишите основные особенности проектов.

- Так уж сложилось, что деятельность нашей компании тесно связана с Западной Сибирью. Одно из основных направлений – энергоснабжение нефтяных и газовых месторождений.
Сотовая связь пока еще не успевает за темпами развития нефтедобывающей отрасли, поэтому единственным надежным вариантом остается спутниковая связь. Для компании чрезвычайно важно иметь оперативную информацию о состоянии нашего оборудования и режимах его функционирования, тем более в условиях автономной работы вдали от основных магистралей. Поэтому ООО "А.Д.Д. Сервис" была разработана система удаленного мониторинга дизельных (ДГУ) и газовых (ГПУ) электростанций. Система состоит из аппаратно-программного комплекса на базе программного обеспечения ION Enterprise, интеллектуальных измерительных приборов ION компании Power Measurements (Канада), системы расходомеров и датчиков. Данный комплекс позволяет собирать значительную информацию о выработанной и потребленной электроэнергии, использованных для этих целей ресурсах, состоянии генератора и двигательной установки, токовые характеристики и т.д., хранить данную информацию, производить автоматическую обработку с подготовкой отчетов и графиков, отправлять для дальнейшего анализа техническими специалистами нашей компании и заказчика.

– Какие задачи выполнялись в ходе реализации проекта? Почему нельзя решить их с помощью других видов связи и почему была выбрана именно спутниковая? Какой эффект (технологический, экономический и т.п.) был достигнут в результате?

– Изначально перед нами ставилась задача создать локальную систему мониторинга, способную визуализировать наибольшее число параметров работы энергокомплексов, которые состоят из нескольких генерирующих станций. Проектируемая система должна помочь оператору своевременно реагировать на внештатные ситуации, а также сохранять данные за длительный период времени – с целью дальнейшего анализа техническими специалистами в случае аварий, аналогично черным ящикам самолетов. Чтобы было понятно, почему мы не ограничились только данной задачей стоит сделать небольшое отступление.

Как известно, любая техника, даже самая простая, требует соответствующего обслуживания, а в случае необходимости – проведения ремонта. Наша компания располагает значительным парком техники, работающей на обширной территории нашей страны. В связи с этим планирование работ и закупка материалов является одной из первостепенных задач. Поэтому, обладая оперативной и статистической информацией о работе энергокомплексов, было бы непростительно не использовать ее для оперативного управления аварийным запасом комплектующих и планирования технического обслуживания. Как обычный автомобиль в зависимости от пробега, так и дизель-генераторная установка в зависимости от отработанного времени (моточасов) должна пройти соответствующее ТО. Все оборудование, которые применяет наша компания, высокотехнологично, поэтому судить о состоянии энергокомплекса в целом по одному-двум параметрам нельзя. К примеру, чтобы иметь предварительную информацию о состоянии поршневой группы дизельной станции, необходимо получать информацию от более чем двух десятков датчиков. При бурении кустовых скважин, как правило, используется группа из трех машин. Суммарно мы получаем не менее 60 значений одновременно, и это -только часть интересующих нас данных. За короткие промежутки времени накапливается значительный объем информации. Итак, мы столкнулись с проблемой: требуется передавать солидный поток информации на тысячи километров. Практически решить данную задачу было возможно только с помощью спутниковой связи. Во-первых, скорость передачи довольно высока и в нашем случае достигает 2 Мбит/с. Это позволяет не толькопередавать информацию в головной офис, но и наблюдать за работой оператора online. Представьте себе, вы на презентации в Копенгагене. Насколько нагляднее будет не только рассказать потенциальному партнеру о проекте, но и продемонстрировать в режиме реального времени работу энергокомплекса где-нибудь на Салыме. Во-вторых, как уже отмечалось ранее, сотовая связь на месторождениях не настолько распространена, чтобы ее можно было рассматривать как серьезную альтернативу. Кроме того, она не слишком надежна. К примеру, все сталкивались с сообщением платежного терминала "временно не работает", в 80% случаев – это неспособность модема повторно установить соединение с оператором. И значит, необходимо программно или физически осуществить перезапуск устройства, что для нас неприемлемо. Подытожив сказанное, можно утверждать: реализация проекта с помощью спутниковой связи обеспечивает пользователю ряд преимуществ. Обладая достоверной оперативной информацией, мы всегда способны проконтролировать режимы работы оборудования, продемонстрировать заинтересованному лицу, как именно выглядит процесс эксплуатации и выработки энергии. Полагаясь на данные, собранные системой мониторинга, мы в состоянии прогнозировать, сколько еще проработает данная установка без ремонта и как скоро понадобится проводить техническое обслуживание. Анализируя суммарные данные с производственных объектов, удается более точно планировать направление денежных потоков.

– Как проходил выбор поставщика оборудования/интегратора/оператора? Между какими компаниями выбирали? Почему остановились именно на этом партнере для реализации проекта?

– Когда возник вопрос о выборе системы спутниковой связи, мы уже имели опыт эксплуатации оборудова ния фирмы "Глобалтел" (Globalstar). Особенности организации и поддержания данной спутниковой сети (орбитальная группировка порядка 86 спутников на 2006 г., низкая орбита от 500 до 2000 км) диктуют необходимость повышения стоимости услуг голосовой связи до уровня $1/мин. При этом в режиме передачи данных спутниковое оборудование обеспечивает скорость их передачи не более 9,6-14 кбит/с, что неприемлемо для контроля за производственными объектами компании. Таким образом, перед нами стояла еще одна задача: оптимизировать расходы на голосовую телефонную связь в сторону их уменьшения. В конечном итоге мы остановились на двух системах: Indium и "Ямал-200". Однако первая не лицензирована на территории РФ, поэтому чаша весов склонилась в пользу "Ямал-200". Могу сказать сразу, что выбор оператора связи не занял длительное время. Компания ЗАО "Сетьтелеком" (торговая марка AltegroSky) смогла предложить нам очень выгодное на тот момент предложение, кроме того, по ряду причин мы не хотели приобретать оборудование, и только она смогла нам предложить приемлемый вариант аренды. В соответствии с принятым решением о развертывании спутниковой сети связи на оборудования компании Hughes Network System, в филиалах "А.Д.Д. Сервис" были организованы узловые точки корпоративной сети: и в офисах, и на производственных объектах. На сегодняшний момент в нашей сети эксплуатируется 36 спутниковых станций. В планах – довести количество комплектов до 50-60. Кроме того, в 2008 г. был заключен договор на безлимитный канал связи с фиксированной ежемесячной оплатой, что позволяет нам значительно экономить средства как на телефонию, так и на передачу данных, электронную почту и Интернет.

Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2009
Посещений: 4992

  Автор

Андрей Самуйлов

Андрей Самуйлов

Начальник отдела новых технологий ООО "А.Д.Д. Сервис"

Всего статей:  1

В рубрику "Практикум" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций