Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Персоны" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Я человек результата

Виталий Шуб
Заместитель генерального директора по технологиям, инновациям и развитию инфраструктуры компании "Система Масс-медиа"

- Виталий Элконович, расскажите, пожалуйста, какими, по Вашему мнению, чертами должен обладать руководитель телекоммуникационной компании?

- Телеком - бизнес с жесткой спецификой. Он сочетает в себе, с одной стороны, огромную инерцию инфраструктурного бизнеса и, с другой (что находится в колоссальном противоречии с первой) - эта отрасль очень сильно подвержена инновациям. Комбинация этих двух факторов совершенно уникальна. Собственно, из-за этого мне и интересно работать.

Поэтому те требования, которые предъявляются к руководителю телекоммуникационной компании, тоже трудно сочетаемы. Во-первых, руководитель должен видеть, просчитывать развитие отрасли на несколько шагов вперед, то есть постоянно следить за тем, чтобы вектор направления был стратегически правильный, и не пропустить тот момент, когда наступает завершение фазы и надо принимать достаточно жесткие решения. Во-вторых, требуется хорошее тактическое мышление. Современный телеком-бизнес радикально отличается от той информационной российской отрасли, которая существовала до начала 1980-х годов. Традиционно, с появления первых телефонов, связь вообще являлась не бизнесом, а частью государственной машины со своей инфраструктурой. У чиновников, занимающихся связью в то время, был план на годы, десятилетия вперед, и они знали, что все будет, как правило, неизменно. Сейчас этого нет. Телекоммуникационный бизнес стал частным, и к нему предъявляются жесточайшие требования по финансовой прозрачности и рентабельности. Акционеры не вдаются в нюансы, кто этот бизнес делает, что нужно модернизировать,- им важнее рентабельность, цена за акции, премии и так далее. Поэтому получается, что руководитель должен постоянно заниматься санацией бизнеса.
И, наконец, требуется, как мне кажется, очень неплохая подкованность в технологических и юридических аспектах.

В телеком-бизнесе, к сожалению, невозможно четко разделить сферы компетенции. Например, моя сфера достаточно широка - начиная от стратегического планирования и вплоть до нюансов, связанных с финансовыми вопросами. А поскольку это вопросы экономические, я должен не упускать из вида то, что касается юридических аспектов,- как сети функционируют, на каком основании и т.п.

Получается, что современные руководители и топ-менеджеры теле-ком-компаний, для того чтобы обеспечить работу единой команды, должны иметь достаточно широкие и определенным образом перекрывающиеся компетенции.

- Полученные Вами опыт и образование сейчас помогают все это реализовывать?

- Я бы не мог без них работать. У меня сложилась уникальная ситуация, благодаря которой я держусь (и, надеюсь, и дальше буду держаться) на плаву все эти годы.

Я получил базовое образование в области микроэлектронной полупроводниковой техники и знаю всю эту отрасль сверху донизу. Я знаю, как делается и работает все, начиная от кристаллического кремня до изготовления элементов (транзисторов, резисторов, производства и прокладки кабеля) и всей телекоммуникационной системы в целом. Поэтому мне гораздо проще оперативно реагировать на малейшие "сейсмические сигналы" и появление инноваций.

Предположим, если кто-то анонсирует какой-нибудь сверхмощный полупроводниковый лазер, я знаю - через какое-то время, скажем, расстояние для оптоволокна сократится в несколько раз, что приведет к тому, что сети немного изменятся, и так далее. Или, допустим, кто-то говорит, что появились новые типы экранов с очень низким энергопотреблением или новые мощные сверхэкономичные процессоры. Я могу говорить: это приведет к тому, что через какое-то время на рынке появится устройство, которое будет обладать такими возможностями, а эти возможности в свою очередь будут предъявлять новые требования к телекоммуникационным сетям.

Если бы у меня не было этих знаний, то работать было бы очень тяжело. Сейчас меня это не то чтобы спасает, но и позволяет получать удовольствие от работы. Потому что моя работа - это мое хобби. Как я занимался всю жизнь тем, что мне интересно, так и занимаюсь.

- Если сравнивать IT-бизнес, в котором Вы работали, и телеком-бизнес, то где сложнее, где интереснее?

- В настоящее время грань между телеком-бизнесом, электронными масс-медиа и IT уже стерлась настолько, что сложно их разделить.

Сейчас сформировался мейнстрим, который называется Triple Play (проводной или беспроводной). Следовательно, альтернатива перехода, скажем, из телекома в IT-бизнес уже не стоит. Скорее, есть бизнес операторский и бизнес технологический.

Четкого разделения между телеком-медиа и IT уже как-то не наблюдается. Действительно, существуют крупные компании, в которых очень жесткая специализация. Но люди, работающие там, узкие профессионалы. С моей точки зрения, это неинтересно, это загоняет в прокрустово ложе каких-то уже достаточно шаблонных вещей. Прелесть моей нынешней работы, в отличие от предыдущих, состоит в том, что, во-первых, есть очень широкая свобода маневра, что-то постоянно новое. Во-вторых, бизнес в этой сфере стал совершенно непредсказуем, в нем потерялся элемент возможности легкой экстраполяции. В более традиционном, консервативном бизнесе (IT-бизнес или другие направления) степень детерминированности более высокая. А наша сфера развивается настолько быстро, что здесь скорость появления инноваций максимальна. Я, честно говоря, не знаю другого подобного бизнеса. Ну, наверное, еще быстрее развивается только отрасль полупроводниковых компонентов и устройств. Но там все-таки немного иная ситуация.

- А скажите, Ваша стихия - это антикризисное управление или же все-таки более планомерное и стабильное?

- Поскольку я себя попробовал в разных ипостасях, то мне сложно ответить на этот вопрос. Каждый вид деятельности требует определенной уникальности качеств - надо найти кого-то, привлечь кого-то... Моя стихия, то, от чего я получаю максимальное удовольствие, - создание новых бизнесов. Не создание компаний, нет. Создать новый бизнес - значит увидеть следующую стратегическую цель, прописать маршрут движения и ее достичь. Практика показывает, что наибольшие возможности, во всяком случае, на российском рынке - это мобилизация такого плана в крупных компаниях национального масштаба, потому что они в состоянии сфокусировать достаточно большие финансовые и человеческие ресурсы для достижения цели.

Но наибольшее удовольствие я получаю, когда компания, в которой я работаю, покоряет еще одну вершину. Это покорение вершин стало в некотором роде спортом. Вот пример. Я пришел в эту компанию в 2004 году. Через год мы первыми создали в Москве мощнейший контент-агрега-тор мирового класса.

Я человек результата. Мне, главное,- зафиксировать, что результат есть, и не просто есть, а первый.

- Поскольку работа руководителя - это работа с людьми, можете рассказать о своем подходе к подбору и управлению персоналом?

- У меня очень жесткое отношение к этому. Я вижу тех людей, с которыми мне приходится работать, вижу в первую очередь их человеческую ценность, уважаю их конституционные права. Я совершенно не приемлю отношение к людям как к одноразовому планктону. Практика показывает, что введение негативной мотивации, как правило, парализует деятельность и снижает эффективность работы. Поэтому у меня подход очень простой. Первое - работать с теми, кто есть, и минимально переставлять людей. Люди должны уметь фокусироваться на определенных сложных задачах. Человек может фокусироваться только тогда, когда он более или менее уверен в себе. Телеком - это бизнес, который требует именно профессионалов достаточно высокой квалификации, с достаточно большим багажом.

И второе - положительная мотивация, чтобы людям нравилось работать, им было бы интересно. То есть ставка делается на профессионалов максимально высокой квалификации. Также важен очень тщательный учет личных данных каждого, чтобы люди заполняли определенные вакансии в точном соответствии со своими реальными деловыми качествами.

Я не верю в популярные в свое время теории, что люди обучаемы, перевоспитываемы. Чем больше давишь на взрослого человека, тем большее сопротивление он оказывает. Поэтому очень важно, чтобы профессиональные качества людей точно отвечали функциональности выполняемой работы. Нужно не создавать рабочие места под людей, а набирать людей и расставлять таким образом, чтобы они идеально соответствовали этому. Вот когда это будет, человек будет понимать, что он по максимуму реализовывается, и у него есть положительная мотивация, он стимулируется, развивается и так далее. Если люди тасуются как карты, случайным образом, когда их заставляют что-то делать под угрозой увольнения или штрафных санкций, то результата, конечно, не будет. И еще главное - очень высокая степень уважения. Вот это очень важно. Я работал в ведущих глобальных компаниях, и в этом плане у меня была совершенно удивительная школа создания атмосферы уважения, когда компания демонстрирует своим сотрудникам, что она ценит их как профессионалов и уважает как личность. Это идеальная ситуация. В этом случае эффективность людей максимальная.

- Можете перечислить несколько ключевых моментов из Вашей жизни, которые привели к тому, что Вы имеете сейчас?

- Поскольку моя профессиональная карьера строилась все время в одном секторе, то она достаточно хорошо структурируется.

Во-первых, получение базового технологического образования плюс определенных профессиональных и коммуникативных навыков, благодаря которым я имею возможность общаться практически с любым коллегой в любой точке земного шара. Мне очень повезло с научным руководителем моей диссертации. Он продемонстрировал мне, что такое этика и что такое правильное выстраивание отношений. Это урок, который я получил на всю жизнь. Затем - защита диссертации и переход на работу в ИОФ АН (Институт общей физики АН), к лауреату Нобелевской премии академику Прохорову. Это был очень серьезный момент, потому что таких команд в мире раз-два и обчелся. Потом была работа в Германии и Штатах в крупнейших корпорациях, которая дала мне возможность с разных сторон увидеть мультикультурализм бизнеса. Затем я перешел в телеком и работал в глобальных компаниях, таких как "Моторола" и "Эриксон". Я не перестаю учиться. Каждое новое место работы я воспринимаю для себя как некую фазу образовательного цикла и стараюсь перенять лучшее. А дальше уже был переход в российский сектор. И сегодня мне наиболее интересен операторский бизнес, которым я и занимаюсь.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2008
Посещений: 7857

Статьи по теме

  Автор

Виталий Шуб

Виталий Шуб

Заместитель генерального директора по технологиям, инновациям и развитию инфраструктуры компанию "Система Масс-медиа"

Всего статей:  4

В рубрику "Персоны" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций