Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Тенденции региональных операторских рынков на примере Красноярского края

П.П. Минаев
Заместитель генерального директора по инвестициям "Норильск Телеком"

Наша компания сегодня ведет достаточно активную политику в сфере слияний-поглощений на уровне Красноярского края. В связи с этим мы внимательно следим за рынком, за тем, что происходит с операторскими компаниями, какой спрос у абонентов и т.д. Естественно, мы замечаем и учитываем в стратегии своего развития определенные тенденции рынка.

Первое - на рынке совершенно ясно выражена тенденция развития услуг Triple Play. Абоненту интересен контент и те сервисы, которые он сейчас в основном получает от разных операторов: телефонных, телевизионных и Интернет-провайдеров. Соответственно операторы пытаются совместить эти сервисы для удержания клиента. Но это требует огромных капиталовложений, поскольку нужна полная перестройка существующих сетей. Как один из крупнейших операторов края, "Норильск Телеком" сразу же приступил к модернизации сетей в Норильском промышленном районе (НПР) и за его пределами.

Второе - характерное для регионального рынка техническое и технологическое состояние сетей. Кабельные операторы используют простые или гибридные коаксиальные сети, Интернет-провайдеры - медную пару и оптоволоконные сети, построенные по топологии "звезда".

Технология развития региональных активов опирается на существующий базис: кабельные операторы полагаются на аналоговый, не пакетируемый открытый сигнал, и развиваются в сторону DVBC, пытаясь пакетировать платные каналы. В дальнейшем, скорее всего, они будут развиваться в сторону предоставления услуг широкополосного доступа в Интернет. Интернет-операторы, наблюдая за тенденциями развития кабельного ТВ, делают обратное: они осуществляют трансляцию видеоканалов по IPTV в основном на компьютеры или с применением более сложных технологий - на телевизионные приемники с широкой диагональю. Но это более дорогие технологии, и региональные операторы обычно очень долго думают, внедрять ли подобные услуги.

Кроме того, маленький региональный оператор, наблюдая за развитием услуг Triple Play и мультисервисных сетей, понимает, что на потребительском рынке пока, к сожалению, не востребованы цифровые добавленные сервисы. Это связано с тем, что абоненты слабо осведомлены об этих возможностях, да и разобраться с очень сложным интерфейсом применяемых приборов для потребителя практически нереально (пульты для них имеют порой по 50-70 кнопок).

Третье - особенности потребительских предпочтений в крае. Наш клиент пока не готов платить, как на Западе, по $15-80 в месяц (например за услуги "видео по запросу"). Следствием названных факторов является очень низкая отдача на капитальные вложения региональных операторов.

Консолидация рынка

Еще одна тенденция, заслуживающая отдельного внимания, - это консолидация рынка. Я думаю, вероятность того, что к 2011 году на рынке будет 3, максимум 4 игрока, довольно высока. Сегодня у регионального оператора есть три варианта развития:

  • самостоятельное развитие в сторону укрупнения;
  • продажа своего бизнеса более крупному игроку;
  • объединение в альянс с другими игроками.

Надо сказать, что последний вариант остается в теории, ситуация на рынке не способствует подобным альянсам, поскольку это частный бизнес, а частные капиталовложения таких масштабов редко осуществляются. В основном подобные действия могут позволить себе крупные финансовые холдинги.

Для регионального оператора, как и для стратегического партнера, осуществляющего сделку по слиянию-поглощению, важны многие факторы. Например, оперативность принятия решения. Зачастую маленькая компания-оператор принимает решение очень быстро, гораздо быстрее крупной организации. В большинстве случаев это становится серьезным конкурентным преимуществом. Как только компания становится частью большого холдинга, решение принимается достаточно долго, что для оператора чревато потерей доли рынка. И регулярно стратегические инвесторы, осуществляющие сделки в регионах, через год обнаруживают, что они купили год назад оператора с 20 тыс. абонентов, а сейчас почему-то осталось всего 5 тыс. А куда делись остальные 15 тыс., непонятно.

Еще один момент: у каждой компании на момент слияния с более крупной структурой существует свое сложившееся видение ситуации на рынке, свои методы работы, в то время как материнский холдинг зачастую диктует влившимся в него компаниям свое видение ситуации и политику развития. Соответственно региональный оператор должен быть готов к такому развитию событий. Именно по этой причине все чаще заметна ситуация, когда операторы покупаются целиком, все 100% уставного капитала или 100% акций.

Еще одна сложность в этих процессах - разница в мотивациях. Персонал регионального оператора состоит из определенных подразделений, и когда они вливаются в новую структуру, происходит частичная или полная реорганизация отделов, замена функций тех или других сотрудников. Это очень плохо влияет на персонал данных маленьких региональных активов, но, к сожалению, к этому надо быть готовым. Бывает так, что это временная мера, и тот персонал, который остается работать в региональной компании, так и продолжит работу. Вообще, к какой-то серьезной проблеме занятости это не приводит. Бизнес начинает очень бурно развиваться, спектр задач сильно увеличивается и часто даже появляются новые рабочие места. По опыту "Норильск Телеком" могу сказать, что во всех сделках слияния-поглощения мы не потеряли из персонала практически никого.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2007
Посещений: 5648

  Автор

Павел Минаев

Павел Минаев

Генеральный директор "РусИнтерКом"

Всего статей:  5

В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций