Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Создание системы информационно-аналитического обеспечения Минэнерго России: задачи, проблемы, решения

Олег Токарев
Заместитель директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго РФ

Специфика Минэнерго

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России является системообразующей отраслью экономики нашей страны, который обеспечивает 25% российского ВВП и более 40% налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. ТЭК России обеспечивает функционирование и развитие других отраслей хозяйства страны, служит локомотивом движения России в будущее.

В сложившихся условиях возрастает необходимость принятия качественных решений, направленных на устойчивое развитие ТЭК и экономики страны в целом. Процесс принятия таких решений требует учета большого количества разнородной информации, объем которой нарастает значительными темпами, поэтому ее обработка без использования современных информационных технологий представляется невозможной. Необходимо создание и развитие системы информационно-аналитического обеспечения (СИАО) деятельности Министерства энергетики Российской Федерации.

Миссией создания СИАО Минэнерго России является повышение эффективности реализации государственной политики в сфере ТЭК на основе обеспечения единообразного подхода при формировании и использовании государственных информационных ресурсов ТЭК, а также совершенствования системы информационного взаимодействия Министерства с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

Цели создания СИАО и решение задач

Основными целями создания СИАО Минэнерго России следует считать:

  • организацию регламентированного сбора информации в автоматическом режиме по мере наступления событий, а не по запросу;
  • формирование единого хранилища государственного информационного ресурса (ГИР) ТЭК и базы данных Минэнерго России, организация санкционированного доступа к ним;
  • объединение разработанных и разрабатываемых подсистем в СИАО Минэнерго России;
  • максимальная автоматизация процессов деятельности структурных подразделений Минэнерго России;
  • создание системы моделирования и прогнозирования процессов ТЭК в нашей стране и в мире в целом;
  • создание ситуационного центра с возможностями визуализации всей имеющейся информации, экспертных оценок, проведения сеансов связи, видеоконференций и т.д.;
  • формирование мобильного центра управления ТЭК и автоматизированных рабочих мест руководителей на базе мобильных персональных компьютеров.

Для достижения основных целей создания СИАО Минэнерго России необходимо решить несколько задач:

  • обеспечить единообразный подход к управлению и координации деятельности по формированию и использованию ГИР ТЭК;
  • создать имитационную модель управления развитием ТЭК;
  • осуществить развитие ведомственных сегментов СИАО, в том числе создание системы электронного документооборота, системы управления проектами, единого архива текстовых, графических и иных материалов по вопросам деятельности Министерства;
  • осуществить развитие межведомственных сегментов СИАО, в том числе системы межведомственного информационного взаимодействия в сфере ТЭК;
  • усовершенствовать нормативно-правовую базу и методическое обеспечение формирования и использования ГИР ТЭК, создания, эксплуатации и развития ГИС ТЭК;
  • обеспечить доступ граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления к открытой информации о деятельности Минэнерго России;
  • развить методическое обеспечение, повышающее открытость деятельности Минэнерго России, эффективность распространения информации о деятельности Минэнерго России и взаимодействия с отечественными и зарубежными средствами массовой информации;
  • обеспечить информационную безопасность, совершенствование системы мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий в деятельности Минэнерго России;
  • реализовать систему мероприятий, направленных на повышение уровня информационной грамотности государственных служащих Минэнерго России и развить методическое обеспечение.

Концепция структуры СИАО

Исходя из обозначенных целей и задач, можно определить концепцию структуры СИАО Минэнерго России. В основе системы будет лежать хранилище данных, собираемых с предприятий и организаций ТЭК России, органов государственной власти, местного самоуправления в режиме реального времени. С хранилищем должен быть органически связан ряд подсистем, таких как: подсистемы документооборота, финансов и бухгалтерии, правового обеспечения; кадровая подсистема; подсистема ведения контрактов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.д. Аналитический модуль СИАО Business Intelligence (BI) обеспечит обработку больших объемов информации их хранилища, позволит генерировать аналитические отчеты в автоматическом и полуавтоматическом режиме. Система динамического моделирования ситуаций в ТЭК России станет - наряду с развитыми каналами связи и сред-ствами анализа BI - основой Ситуационного центра ТЭК России. Работа всех этих систем и подсистем основывается на сборе информации от операторов отраслевой информации, а также из межведомственных информационных систем, источников государственной статистики, статистики отечественных и зарубежных организаций ТЭК.

В настоящее время в Минэнерго России уже создан ряд функциональных подсистем, таких как подсистема документооборота, планирования деятельности Министерства, ведения договоров, кадровой информации. В Минэнерго России внедрен ряд бухгалтерских и правовых систем, также функционирует действующий образец информационно-аналитической подсистемы ТЭК. Также имеется связь с рядом межведомственных информационных систем, часть из которых создается с участием Минэнерго России. Однако имеющиеся подсистемы обладают рядом существенных недостатков, которые будут устраняться в ходе развития СИАО Минэнерго России.

Недостатки и проблемы

Такими недостатками можно считать разнородность существующих подсистем, то, что между ними часто не налажены процессы информационного обмена путем создания интерфейсов взаимодействия друг с другом, их эксплуатация не сопровождается достижением всех упомянутых ранее задач и целей создания СИАО. Помимо этого, интерфейс пользователя большинства систем и подсистем не является интуитивно понятным, что затрудняет обучение персонала и использование СИАО в целом. Отдельного упоминания заслуживает необходимость системного подхода при создании, использовании и развитии СИАО Минэнерго России. Является очень важным создать единый центр, осуществляющий все управленческие функции по разработке СИАО и обладающий для этого всей полнотой власти. В настоящее время часть функций такого единого центра выполняет Департамент государственной энергетической политики и энергоэффективности. Имеют большое значение также подготовка научно обоснованной Концепции развития СИАО, учет фактора сопротивления переменам и приоритетности интересов того или иного подразделения Минэнерго России, наличие четкого выполнимого плана работ по развитию СИАО с указанием сроков, ответственных лиц, соисполнителей, целей и задач. Особого внимания заслуживает программа финансирования создания и развития СИАО, которая должна позволить решить задачу создания полноценной СИАО Минэнерго России в кратчайшие сроки. Важным также является привлечение системного интегратора, обладающего должными компетенциями и опытом выполнения таких работ, использование проектной организации работ по созданию и развитию системы.

Нормативное обеспечение

Особо хотелось бы остановиться на нормативном обеспечении создания, использования и развития ГИР ТЭК и ГИС ТЭК. На данный момент разработан, утвержден и зарегистрирован в Минюсте Административный регламент Минэнерго России по исполнению государственной функции по распоряжению ГИР ТЭК. Данный документ описывает суть функции по распоряжению ГИР, однако не касается механизмов реализации этой функции. Причина некоторой однобокости документа заключается в отсутствии федерального закона или иного подзаконного акта, позволяющего полноценно осуществлять упомянутую функцию.

В соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации И.И. Сечина от 10 ноября 2009 г. № ИС-П9-6518 Минэнерго России разработан проект федерального закона "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса". Сейчас данный проект направлен на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также отраслевым информационным операторам для получения замечаний и предложений. После согласования с указанными участниками этого процесса Минэнерго России планирует доработать проект федерального закона и в установленном порядке внести в Правительство Российской Федерации.

Что уже сделано

В настоящее время процесс создания и развития СИАО Минэнерго России идет полным ходом. Было проведено анкетирование, интервьюирование, выявление существующих и потенциальных информационных потоков, определяется их структура и основания для сбора информации. Проходит модернизация программно-аппаратного комплекса для информационно-аналитической поддержки деятельности Минэнерго России. Также создается внутренняя нормативная база развития и совершенствования СИАО, информационного взаимодействия с новыми ее подсистемами, наполнения информацией и ее актуализации, использования системы. К концу года будет введен в эксплуатацию действующий образец СИАО на базе продукта компании SAP, разработан и утвержден ряд нормативных документов по созданию, развитию и использованию СИАО Минэнерго России.

Следует отметить, что в Минэнерго работу по созданию и внедрению системы информационно-аналитического обеспечения ведет подведомственное федеральное государственное учреждение "Объединение "Росинформресурс"". Мы благодарны сотрудникам и руководству организации за то, что они с пониманием относятся к существующим проблемам и четко представляют себе, каким образом нужно строить систему. Большой вклад в разработку СИАО Минэнерго России вносит и ГК "АйТи-Энержи".

Ключевые аспекты

Необходимо кратко упомянуть о ключевых аспектах создания СИАО, на которых необходимо сосредоточиться Минэнерго России при работе над системой. Во-первых, это системная интеграция, то есть создание программно-аппаратного комплекса из ряда систем, который будет функционировать как единое целое. Во-вторых, это вопросы информационной безопасности. И в-третьих, это создание ситуационного центра Минэнерго России в целях контроля, прогнозирования, моделирования и управления ситуацией в ТЭК России.

Системная интеграция является основным аспектом создания СИАО Минэнерго России. С учетом наличия ряда действующих подсистем и продолжающейся разработки остальных системная интеграция является как раз тем инструментом, который позволит создать сложную взаимоувязанную систему информационно-аналитического обеспечения деятельности центрального аппарата Минэнерго России, объединяющую в себе разнородные информационные системы. Создание такого комплексного решения в области информационных систем для центрального аппарата Минэнерго России приведет к достижению максимальной эффективности деятельности Минэнерго России на основе создаваемой СИАО.

Вопросы информационной безопасности

При создании любой информационной системы всегда учитывается вопрос распределения и контроля доступа, когда же речь идет о создании ГИС ТЭК, вопросы безопасности и сохранности государственной тайны принимают определяющее значение по ряду причин. Так, ГИР ТЭК как государственный ресурс, имеющий стратегическое значение, должен быть защищен от несанкционированного доступа изнутри и извне. Кроме того, сведения, которые планируется аккумулировать в ГИС ТЭК, по совокупности будут иметь уровень секретности "совершенно секретно" или "особой важности".

В настоящее время требования к безопасности информации для СИАО в настоящее время только учитываются, и ни одна из существующих информационных систем Минэнерго России не может включать в себя сведения с каким-либо уровнем секретности. По этой причине требуется разработка концепции информационной безопасности ГИР ТЭК и ГИС ТЭК исполнителем, имеющим соответствующие компетенции и опыт работы. Такая работа в Минэнерго России уже проводится и будет завершена до конца текущего года.

Разработка системы обеспечения информационной безопасности - это комплексная проблема, в рамках которой необходимо решить следующие задачи:

  • собрать и обработать исходные данные по инфраструктуре системы и технологиям обработки информации;
  • учесть как требования заказчика, так и требования нормативных документов по защите информации;
  • разработать или доработать политику обеспечения информационной безопасности организации;
  • проработать набор методологий выбора проектных решений и выбрать оптимальную;
  • разработать проект системы информационной безопасности.

Ситуационно-аналитический центр

После завершения реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" государство оказалось в ситуации, когда не только стало практически невозможно оперативно воздействовать на электроэнергетическую отрасль страны, но и быть в курсе текущего состояния дел: выполняются ли текущие и капитальные ремонты, каков износ основного оборудования на станциях и т.д. В результате понимания этого факта было возрождено Министерство энергетики Российской Федерации. Однако получить полный контроль над ситуацией, тем более иметь возможность провести сценарный анализ и повлиять на текущую ситуацию сразу не удалось. Именно для этого в планах Минэнерго России имеется создание ситуационно-аналитического центра (САЦ), который позволит решить следующие крайне важные для страны задачи:

  • видеть обобщенную картину вместо множества обобщенных показателей;
  • наблюдать ситуацию в динамике, иметь возможность ее прогнозирования;
  • отразить ситуацию в реальном времени, обеспечить малое время реакции на изменение ситуации;
  • проводить сценарный анализ в зависимости от предпринимаемых Минэнерго России и энергетическими компаниями действий;
  • вырабатывать оптимальные варианты управления ситуацией;
  • использовать многофакторную систему оценки рисков;
  • воспользоваться коллективной формой поиска оптимальных решений.

Создание САЦ - комплексная задача, решая которую необходимо пройти через несколько этапов:

  • аудит объекта управления, выявление угроз;
  • взвешивание угроз по степени ущерба и вероятности возникновения;
  • разработка проекта ситуационного центра;
  • построение сенсорной системы;
  • построение комплекса системы сбора и обработки информации;
  • создание одного или более центров мониторинга;
  • создание системы принятия решений;
  • анализ и повторный аудит угроз.

Четкое следование указанным этапам позволит реализовать проект САЦ Минэнерго России в полном объеме, добиться его наиболее эффективной работы впоследствии.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2009
Посещений: 8542

Статьи по теме

  Автор

Олег Токарев

Олег Токарев

Заместитель директора Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго РФ

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций