Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Шаг вперед, два назад

Алексей Мацнев
Руководитель департамента технического развития и поддержки розничного бизнеса ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (торговая марка – ТТК)

– Как сложившаяся экономическая ситуация может сказаться на развитии широкополосных мультисервисных сетей?

– Мы уже достаточно долгое время живем в ситуации финансового кризиса, чтобы четко видеть проявившиеся тенденции в отрасли, поэтому я буду говорить не в будущем времени, а в настоящем. Разумеется, текущая экономическая ситуация в мире не способствует сетевому развитию – это касается как текущего умощнения инфраструктуры, так и строительства. Сегодня весьма значительная часть операторов широкополосного доступа федерального уровня сократили свои программы по региональному строительству сетей, а ряд компаний на время вообще отказались от каких-либо масштабных проектов. По общему мнению моих коллег по отрасли, с которыми мне приходилось общаться в последние несколько месяцев, текущая экономическая ситуация уже задержала развитие отрасли минимум на два года – и это далеко не самый пессимистический прогноз.

Основных причин снижения темпов развития две. Во-первых, это общее снижение объемов бизнеса во всех отраслях экономики, от чего, естественно, снижаются доходы в корпоративном секторе потребителей телекоммуникационных услуг – предприятия идут на оптимизацию и сокращение расходов по всем статьям, в том числе и затрат на связь. Во-вторых, ни для кого не секрет, что большинство телекоммуникационных предприятий использовали для своего развития кредитные средства, что в текущей обстановке существенного повышения ставок кредитования практически лишает смысла этот источник финансирования.

В результате развитие бизнеса телекоммуникационных компаний сократилось до тех объемов, которые они могут профинансировать сами из собственных операционных средств. Это на сегодня, как мне кажется, наиболее характерная ситуация по отрасли.

Вместе с тем ситуация не столь пессимистична, как может показаться на первый взгляд. Приведу только один пример: по имеющимся данным, пользовательская аудитория (частные пользователи) – как в России, так и в Европе во время кризиса не только не сократила свои расходы на связь, но, наоборот, – по понятным причинам (сокращение объемов производства, сокращение расходов на традиционные развлечения вне дома) – стала проводить гораздо больше времени дома, в результате чего потребление таких телекоммуникационных продуктов, как телевидение, Интернет, телефония, естественным образом выросло. На этом примере четко видно различное поведение разных секторов рынка телекоммуникационных услуг.

– Как удается сохранять лояльность абонентов?

– Если говорить о лояльности частных абонентов, то здесь проявляется еще одна особенность этого сектора рынка телекоммуникационных услуг – стабильность клиентской базы. Абонент, уже имеющий фиксированное подключение квартиры к тому или иному оператору связи, очень редко меняет его – на сегодня можно говорить о 2 – 3% таких абонентов. При такой статистике и психологии абонентов причины смены оператора должны быть действительно вескими – это или очень плохое качество услуг, или очень устаревшие, неоправданно высокие тарифы.

– Каковы могут быть дополнительные доходы оператора? Если планируются к внедрению какие-либо новые услуги, то какие? Насколько они могут быть востребованы пользователем?

– Дополнительные доходы оператор, как правило, получает от дополнительных опций – и на сегодня в триаде "Телевидение + Интернет + Телефония" каждая из этих базовых услуг имеет очень богатый набор дополнительных. По опыту общения с коллегами из ряда компаний – европейских операторов, могу сказать, что у них доля дохода от дополнительных услуг сопоставима с долей дохода от основных: например, средний абонент ТВ-услуги заказывает в месяц 2–3 фильма по услуге Video on Demand. Применимо ли это к нашим отечественным условиям или нет? Пока не совсем, в России доход от дополнительных услуг пока еще незначителен: сказывается различие в менталитете -не привык еще наш отечественный пользователь платить за контент. Но я думаю, это вопрос времени.

– По каким критериям следует выбирать вендора и оборудование для построения мультисервисной сети (активное коммутационное оборудование и оборудование для доступа)? Каким вендорам вы доверяете?

– При выборе производителя оборудования у нас в компании традиционен комплексный подход: наиболее важным по-прежнему остается соотношение эффективность/стоимость. При этом обычно учитывается набор основных критериев, исчисляемый на сегодня десятками: наряду с техническими и экономическими моментами есть масса дополнительных критериев (например, качество обучения технического персонала, наличие центров технического обслуживания в регионах и прочее).

Наряду с текущими тактическими параметрами оценивается также и стратегическая составляющая – в частности, дальнейшие планы вендора по развитию линеек его оборудования. При этом, разумеется, есть ряд требований, которые для оператора связи являются особо критичными и должны быть выполнены обязательно. Конкретный перечень таких параметров определяется каждым оператором связи индивидуально – в зависимости от его технической политики и архитектуры сети. Понятно, что при текущей экономической ситуации ряд чисто финансовых параметров вендора выходит на первый план.

– Какие новые требования предъявляются к системным интеграторам?

– Для системных интеграторов набор критериев фактически тот же, что и для производителей оборудования, – новым в текущей экономической ситуации является вполне понятное желание заказчика смягчить финансовую нагрузку по проекту (рассрочка платежа и прочие финансовые инструменты). С технической стороны вполне естественным выглядит требование заказчика по оптимизации разрабатываемых технических решений, поиску альтернативных, в том числе более бюджетных моделей оборудования для проекта, этапирование реализации проекта. Все это вполне ясные и четкие шаги, которые предпринимаются сейчас большинством операторов связи в новых экономических условиях.

Опубликовано: Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"-2009
Посещений: 4513

  Автор

Алексей Мацнев

Алексей Мацнев

Руководитель департамента технического развития и поддержки розничного бизнеса ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (торговая марка - ТТК)

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций