Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Переход к "электронному правительству": что сделано и что мешает?

Владимир Георгиевич Матюхин
Руководитель Федерального агентства по информационным технологиям

Родился 4 февраля 1945 г. в Москве.
В 1968 г. окончил Московский энергетический институт по специальности "электронная техника", в 1973 г. - механико-математический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова по специальности "математика".
С 1969 г. по 2003 г. проходил военную службу в органах государственной безопасности.
В 1991 г. после образования Федерального агентства правительственной связи и информации возглавил научно-исследовательский центр ФАПСИ.
В 1993-1999 гг. занимал должность заместителя генерального директора Агентства.
В мае 1999 г. возглавил ФАПСИ.
В марте 2003 г. был назначен первым заместителем министра обороны, и.о. председателя Государственного комитета по оборонному заказу. Воинское звание - генерал армии. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 775-р от 8 июня 2004 г. назначен руководителем Федерального агентства по информационным технологиям.

- Какова позиция Росинформтехнологии, как оператора ОГИЦ, относительно роли и места сервисов на основе инфраструктуры открытых ключей (электронные государственные услуги) в свете реализации требований постановления Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 и распоряжения Правительства РФ от 25.06.2009 г. № 872?

- Указанными правительственными актами регулируется ряд важнейших направлений создания "электронного правительства": перечень государственных услуг (функций), предоставляемых органами государственной власти, в том числе в электронном виде; правила ведения Сводного реестра государственных услуг (функций) и функционирования Портала государственных услуг. Правительством Российской Федерации фактически сформулированы требования по обеспечению персональной ответственности органов государственной власти за достоверность, актуальность, доступность приоритетных государственных услуг в электронном виде. Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ), основное назначение которого заключается в обеспечении технологической поддержки дистанционного юридически значимого взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с физическими и юридическими лицами в процедурах предоставления государственных услуг, располагает таким набором сервисов, которые гарантированно позволяют реализовать эти требования на основе современных информационных технологий. Среди сервисов, реализованных на основе инфраструктуры открытых ключей, в общероссийском государственном информационном центре в первую очередь следует отметить следующие: сервис управления сертификатами ключей электронной цифровой подписи, включая проверку их подлинности; сервис управления единой системой идентификации участников электронного взаимодействия; распределение точного времени между государственными информационными системами, проверку и простановку штампов времени от доверенного источника; фиксацию (квитирование) операций и информации в процессах межведомственного взаимодействия для обеспечения "неотказуемости" в получении сообщений и публикации информации; сервис электронного "нотариального заверения" отдельных транзакций и электронных документов; сервис подтверждения полномочий ответственных лиц органов государственной власти и обеспечения регламентированного доступа к информационным государственным ресурсам. Наличие и использование этих сервисов является гарантией и необходимым технологическим условием реализации постановления Правительства РФ от 15.06.2009 № 478 и распоряжения Правительства РФ от 25.06.2009 № 872.

- Каковы практические инициативы Росинформтехнологии в сфере урегулирования законодательства в вопросах организации реестров, регистров, кадастров как важнейших элементов государственных информационных систем?

- К сожалению, вопросы нормативного регулирования не входят в компетенцию Росинформтехнологии. В период с 2005 по 2008 гг. мы в установленном порядке предлагали ряд принципиальных уточнений действующего законодательства. В частности: проект Указа президента о неотложных мерах в области использования ЭЦП; концепцию и структуру ФЗ "О порядке предоставления государственных услуг в электронном виде", которые, к сожалению, не нашли поддержки в профильных министерствах. Росинформтехнологии подтверждают, что переход к "электронному правительству" и информационному обществу без решения организационно-технических вопросов ведения всех первичных учетных информационных ресурсов, содержащихся в государственных и муниципальных информационных реестрах, регистрах, кадастрах, классификаторах, справочниках, будет весьма затруднен, если и вовсе невозможен. Под организацией реестров, регистров, кадастров, как важнейших элементов государственных информационных систем, по нашему мнению, необходимо прежде всего понимать следующее: определение состава требуемых для этого первичных учетных ресурсов, разработку и утверждение регламентов их ведения, обеспечения актуализации, аутентичности, достоверности, целостности; "провязку" единой технологической инфраструктурой хранения, доступа и информационной безопасности.

Практические инициативы Росинформтехнологии заключаются в своевременной подготовке высокозащищенной, надежной инфраструктуры ОГИЦ для размещения любых баз данных органов государственной и муниципальной власти, независимо от их предназначения, на условиях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 931. С декабря 2008 г. ОГИЦ находится в режиме эксплуатации и поддержания функционирования основных сервисов.

- Каковы перспективы практического применения сервисов ОГИЦ в интересах международного информационного взаимодействия?

- Глобализация экономики породила невиданный размах торгово-экономических, транспортно-логистических, таможенных и иных проблем, решение которых находится в области оптимизации информационного и правового взаимодействия на международном уровне. Мировая экономика, субъекты информационного трансграничного взаимодействия объединены общими интересами, но одновременно находятся в разных организационно-правовых полях своих стран, что не позволяет без существенных ограничений по информационной безопасности развивать отношения во многих сферах деятельности. Обмен информацией в международном взаимодействии значительно усиливает необходимость наличия элемента доверия, то есть получатель должен быть уверен в подлинности отправителя, а отправитель - в подлинности получателя информации. Этого "доверия по умолчанию" может оказаться недостаточно, а отправителю и получателю для того, чтобы обеспечить безопасный обмен информацией, придется воспользоваться услугами доверенной третьей стороны.

Положением об Общероссийском государственном информационном центре, утвержденном приказом Миниформсвязи России от 11.03.2008 № 32, закреплена одна из целей: "обеспечение прав и законных интересов граждан и организаций, органов государственной власти при международном информационном взаимодействии в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации". Для обеспечения этой цели в состав ОГИЦ входит Узел международного взаимодействия, располагающий рядом служб доверенной третьей стороны, основной из которых является Центр нотариата. Центр нотариата - это доверенная третья сторона, занимающаяся регистрацией данных во времени, а также проверкой корректности зарегистрированных данных согласно некоторой политике безопасности. Основное назначение центра нотариата - его роль в качестве службы регистрации. Центр нотариата, реализующий полный список функций, превращается в службу валидации. В таком случае центр нотариата участвует в обеспечении неотвергаемости. Выполнив верификацию, нотариус записывает добавочную информацию к изначально зарегистрированным данным. Это дает объектам системы, доверяющим нотариусу, гарантию того, что данные были проверены в данный момент времени на соответствие действующей политике безопасности. Вторичными службами узла международного взаимодействия являются служба предоставления свидетельств, служба хранения свидетельств, внесетевая служба аутентификации и встроенная служба трансляции политики безопасности.

Тестирование Узла международного взаимодействия проведено в 2006-2008 гг. с польской, казахской, эстонской и киргизской стороной.

Перспективы практического применения сервисов ОГИЦ в интересах международного информационного взаимодействия связаны, по нашему мнению, с двумя крупными проектами, в которых участвует Российская Федерация. Это:

  1. Приоритетный проект в формате ШОС: "Организация трансграничного электронного взаимодействия с использованием ЭЦП".
  2. Проект создания Системы внешней и взаимной торговли в рамках единого таможенного пространства (Россия, Казахстан, Беларусь).

Применять или не применять сервисы ОГИЦ в интересах международного информационного взаимодействия - это решение остается за Правительством Российской Федерации.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2009
Посещений: 4391

  Автор

Матюхин Владимир Георгиевич

Матюхин Владимир Георгиевич

Руководитель Федерального агентства по информационным технологиям

Всего статей:  1

В рубрику "В фокусе" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций